Воробьев Максим Никифорович
(1787-1855)
М.Н.Воробьев был сыном солдата, дослужившегося до чина унтер-офицера,
а после отставки нанявшегося смотрителем в Академию Художеств. Здесь
и получил образование будущий художник: в 1798 г. он был зачислен в
архитектурный класс, которым руководил Ж. Б. Тома де Томон, а закончил
АХ в 1809 г. по классу пейзажной живописи.
Жизнь Воробьева сложилась благополучно: в 1814 г. он стал академиком,
в следующем году начал преподавать, в 1823 г. получил звание профессора,
а в 1843-м - заслуженного профессора.
Он воспитал несколько десятков учеников, среди которых было
немало отличных пейзажистов (,
, Л. Ф. Лагорио,
и др.); при этом и сам всю жизнь не
оставлял кисти. Воробьев писал городские и морские пейзажи, архитектурные
памятники и виды природы, а порой и эпизоды войны.
Он много ездил по России, неоднократно бывал за рубежом и по
впечатлениям от поездок создавал новые произведения. В 1813-14 гг. художник
побывал с русскими войсками в Западной Европе; результатом поездки стало
его полотно, изображающее торжественное молебствие, совершенное русским
духовенством в Париже по случаю победы. Немного позднее исполнил серию
превосходных видов Москвы, главным образом писал Кремль.
Широкую известность принесли Воробьеву картины, созданные после поездки
на Ближний Восток (1820-21): "Вход в храм Воскресения Христова в Иерусалиме"
(1822), "Внутренний вид церкви на Голгофе в Иерусалиме" (1824), "Внутренний
вид Армянской церкви в Иерусалиме" (1820-е) и др. В конце 1820-х гг.
художник посетил и театр военных действий на Дунае. По сделанным во
время поездки наброскам и зарисовкам были написаны великолепные по колориту
пейзажи: "Босфор", "Берег моря близ Варны" (оба 1829). Картины Воробьева
неизменно пользовались успехом у публики и критиков, многие из них ему
приходилось повторять для заказчиков.
Все же самая ценная часть наследия художника - петербургские
пейзажи, созданные в основном в пору его творческого расцвета, в 1820-30-е
гг. Романтический образ Петербурга с его прохладной красотой предстает
в пейзажах "Закат солнца в окрестностях Петербурга" (1832), "Набережная
Невы у Академии художеств" (1835), "Лунная ночь в Петербурге" (1839),
"Постройка Исаакиёвского собора", "Петропавловская крепость" (оба 1830-х)
и др.
Живописец-романтик, он сумел воспринять город по-новому - в
единении с динамичной жизнью природы, с изменчивым состоянием атмосферы
и освещения. Влияние его живописи испытали многие русские художники.
|