Волошин Максимилиан Александрович
(1872-1933)
Творчество М. А. Волошина универсально. Он
проявил себя и как самобытный художник, и как поэт, переводчик,
художественный и литературный критик.
Интеллигенция России в первой трети XX в.
имела в его лице уникального вестника, так сказать осмыслителя всех
основных современных идей, явлений и тенденций в искусстве и
литературе Европы и России. Дом Волошина, построенный им в 1903 г. в
Коктебеле, на восточном берегу Крыма, был центром притяжения для
русской творческой интеллигенции того времени.
В собственном художественном творчестве
Волошину удалось возродить традицию, уходящую корнями в японскую
пейзажную гравюру, - новыми выразительными средствами воссоздать в
акварели жанр пейзажа-медитации. Хотя Волошин около двух лет учился
в Московском университете (1897-99), свои удивительно разносторонние
знания он получил самостоятельно, в 1900-х гг. углубленно занимаясь
в библиотеках Европы, слушая лекции в Сорбонне, путешествуя. В
Париже он берет уроки рисования и гравюры у художницы
.
В годы ученичества Волошин стремится
максимально расширить круг знакомств, он учится у всех. Он находится
в центре художественной и интеллектуальной жизни Парижа и
Петербурга. Среди важных знакомств тех лет - встреча с тибетским
хамбуламой А. Доржиевым, теософами А. Р. Минцловой и А. Безант,
антропософом Р. Штейнером.
С 1903 г. Волошин печатает свои репортажи в
журнале "Весы" и газете "Русь". В дальнейшем он пишет статьи о
живописи и поэзии для журналов "Золотое руно", "Аполлон", газет
"Русская художественная летопись", "Утро России" и др. Общий объем
его статей, которые и сейчас не утратили своей ценности, составляет
не один том.
Период ученичества закончился в 1907 г.,
когда тридцатилетний Волошин, пройдя трудную школу враждовавших друг
с другом столичных идей (хотя он никогда не участвовал в каких бы то
ни было раздорах), принимает решение об отъезде в Коктебель.
С 1910 г. он много работает над монографическими статьями о
, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, защищает в прессе
художественные объединения "Бубновый валет" и "Ослиный хвост".
В 1912 г. в связи с нашумевшим покушением
на картину "Иван
Грозный и сын его Иван" Волошин выступает против натурализма в
искусстве, против изображения насилия. В 1913 г. выходит его брошюра
"О Репине", и редакции большинства журналов закрываются перед ним.
Общественность восприняла его выступление как личный выпад против
Репина - мэтра и академика, почитаемого публикой. Однако в 1914 г.
выходит книга статей Волошина о культуре "Лики творчества". В 1916
г. он работает над монофафией о - одной из лучших книг о художнике по силе
проникновения в суть его творчества.
|