Волков Александр Николаевич
(1886-1957)
Поначалу А. Н. Волков относился к своим занятиям живописью как к
увлечению. Учась на естественном факультете Петербургского университета,
он одновременно посещал класс мастера бытового жанра В. Е. Маковского
в АХ (1908-10). Решающее влияние на судьбу будущего художника оказал
, в частной мастерской
которого он занимался в 1910 г. Затем в Киевском художественном училище
(1912- 16) у крупнейшего мастера-монументалиста Ф. Г. Кричевского Волков
постигал законы монументальной живописи.
Он увидел неограниченные возможности образного обобщения в
величественных мозаиках древней Софии Киевской. Его заворожила символика
росписей в Кирилловском
монастыре. Под их влиянием художник создал свои первые самостоятельные
работы.
Однако, вернувшись в 1916 г. на родину, в Среднюю Азию (Ташкент),
Волков, опираясь на близкие с детства реальные впечатления, нашел только
ему присущий живописный язык. Шумный, пронзительно яркий мир Востока,
опаленный жгучим солнцем, оживает в его серии "Горный кишлак" (1926-27).
Своим лаконизмом, чистым цветом, монотонным ритмом произведения Волкова
напоминают восточные ковры. Серьезно изучая национальные особенности
узбекской музыки и прикладного искусства, художник стремился перенести
их традиционные мотивы на свои полотна. В изображениях панорамы старого
города он использовал законы условной перспективы восточной миниатюры.
В конце 1920-х гг. Волков отошел от внешнего декоративизма и обратился
к более сложному изображению натуры. Художественные импровизации живописца
были посвящены жизни и быту Узбекистана. Он писал все, что видел, -
людей, памятники старины, природу, но произведения эти перерастали значение
жанровых сценок, превращаясь в сказочно прекрасные живописные поэмы
о Средней Азии. Художник достиг редкой интенсивности звучания цвета,
соединяя в своих натюрмортах темперную краску и масляную.
Требования, предъявлявшиеся к советскому искусству в 1930-е гг. (среди
них в первую очередь - большая конкретность изображения), Волков принял
с трудом. Он поставил перед собой задачу: "...не утрачивая насыщенности
тона и большой красочности, свойственной моим прежним исканиям, дать
простые и понятные картины, связанные с современностью". Его картинам
этого периода присуще монументально-эпическое начало. Он пишет новостройки,
хлопковые поля, портреты тружеников ("Штурм бездорожья", 1932; "Колхозник",
1933; "Утро в Шахимардине", 1934, и др.).
Волков стал вдохновителем рождения декоративно-монументальной
живописи в Средней Азии. Вместе с бригадой художников он расписывал
здания, оформлял праздники. Своим творчеством и педагогической работой
Волков оказал значительное влияние на становление современного национального
узбекского искусства. Он преподавал в Ташкентском художественном училище
(1916-19), Туркестанских, художественных мастерских (1919-21), в Ташкентском
художественном техникуме (1922-46). Назым Хикмет в 1959 г. писал о художнике:
"Говорят, он не знал узбекского языка, но зато он очень хорошо умел
рисовать по-узбекски!.." Феномен русско-азиатского художника А. Н. Волкова
заключается именно в том, что его творчество и его лучшие произведения
важны для истории искусства России и для истории формирования так называемой
национальной туркестано-узбекской школы живописи.
|