Вишняков Иван Яковлевич
(1699-1761)
Иван Яковлевич Вишняков — знаменитый русский художник-портретист,
монументалист, декоратор, один из представителей светского портрета
в стиле рококо, руководитель Живописной команды Канцелярии от
строений (1739-1761).
И.Я.Вишнякова искусствоведы называют «загадочным мастером XVIII в.»,
и не только потому, что о его жизни и творчестве мало сведений, а
еще в связи с тем, что огромное наследие художника из
монументальных, декоративных работ и портретов представляет собой
грустный номинальный перечень названий. От многочисленных
произведений мастера, который с пятнадцати лет и до самой смерти не
знал ни дня отдыха, сохранились только около десяти портретов.
Творческая судьба этого талантливого
живописца, родившегося в 1699 г. в Москве в семье «императорского
величества шатерных дел мастера» Якова Вишнякова, поистине трагична.
В 1714г. он был «отпущен от отца своего в Санкт-Петербург», где
обучался «лаковому», а затем «живописному делу» у мастера Оружейной
палаты В.Г.Грузинца, а после учебы, в 1727г. его направили в
Канцелярию от строений в звании «живописного подмастерья». Здесь,
под началом руководителя Живописной команды Андрея Матвеева, Иван
формировался как художник-монументалист, тесно сотрудничая с
архитекторами, резчиками и скульпторами — всеми теми мастерами,
которые создали декоративный стиль того периода, основанный на
синтезе русского барокко и рококо.
Но еще в конце 20-х rr. началась совместная творческая деятельность
Вишнякова и марсельского «живописного дела профессора» Луи Каравака
(Каравакка). С 1727г. он официально стал его учеником, так как
иноземный мастер засвидетельствовал его умение «изрядно писать
персоны с натурального». Хотя Иван великолепно справлялся с работами
самостоятельно, делал ли он копии или сам «писал персоны Его
Императорского Величества Петра I» и другие портреты, выполнял массу
декоративных и реставрационных работ, до 1739 г. он числился в
подмастерьях. В этот год, после смерти А.Матвеева, Вишняков стал
мастером и принял руководство над Живописной командой.
Дальнейшее его продвижение было довольно значительным. Он получил
одно за другим звания прапорщика (1741г.) и капитана (1742г.), был
возведен в ранг коллежского асессора, став таким образом дворянином
(1745г.), а в 1752г. пожалован чином надворного советника и приведен
к присяге.
Можно только удивляться тем объемам работ, которые легли на плечи
Ивана Яковлевича. Высокое профессиональное мастерство обеспечивало
ему еще большую нагрузку, и живописная «служба» больше походила на
военную: приказали, значит, надо срочно сделать самому или
обеспечить исполнителями. Кажется, можно было утонуть в ворохе
высочайших указов, счетов и отчетов. А ведь Вишняков не только
руководил всеми живописными работами в Петербурге, Москве и в
загородных резиденциях двора, он и непосредственно в них участвовал.
Художник работал в тесном контакте с зодчими В.В.Растрелли,
М.Г.Земцовым и декоратором Дж. Валериани, участвовал в бесконечных
перестройках, в реставрациях и новом строительстве Зимнего, Летнего
и Аничкового дворцов, Триумфальных ворот в Москве, Петропавловского
собора, оперных домов, Петергофского и Царскосельского дворцов.
Роспись дворцовых интерьеров, создание образов для Троицкого собора и
церкви Симеона и Анны, личные заказы императрицы Елизаветы Петровны…
Всё это перемежается у Вишнякова с необходимостью мыть и чистить
старые холсты, совместно с резчиками золотить «каймы» плафонов и
люстры, сооружать декорации, переставлять рамы, надшивать холсты и
одновременно выступать экспертом и консультантом по многочисленным
живописным произведениям, следить за чистотой иконографии
царствующих особ, чтобы не искажались их лики.
Иван Яковлевич при его даровании расходовал свои творческие силы на
массу второстепенных работ. А ведь была еще большая семья:
престарелая мать Акулина Ануфриевна, три сына от первого брака,
вторая жена Марья Федоровна, родившая трех сыновей и дочь.
Загруженный делами, он успевал заботиться об их судьбе и
образовании, особенно об одаренном старшем Иване: хлопотал о его
«живописном ученичестве в Канцелярии от строений и обучении
итальянскому языку в надежде на заграничное пенсионерство». Поездка
в Италию не была дозволена, но Иван и его младший брат Александр
стали хорошими живописцами. С 1753г. старший сын принимал
непосредственное участие во всех работах отца и принял на себя
руководство Живописной командой после его смерти 8 августа 1761г.
За четверть века, проведенного во главе Живописной команды
Канцелярии от строений, художником была создана целая школа, которая
может быть по праву названа «школой И.Я.Вишнякова». Система
обучения, разработанная А.Матвеевым и совершенствованная Иваном
Яковлевичем, легла в основу принципов преподавания в Академии
художеств. Живописцы Г.Молчанов, И.Бельский, А.Антропов, иконописец
М. Колокольников и десятки менее знаменитых художников были
учениками этого замечательного педагога и заботливого наставника.
|