Виллевальде Богдан Павлович
(1818-1903)
Б.П.Виллевальде, получивший художественное
образование в Петербургской Академии Художеств (1838-42), своим
поприщем избрал батальный жанр - очень почетный в эпоху Николая I.
Навыки живописи такого рода он усвоил у своего учителя, А. И.
Зауервейда.
Всю жизнь Виллевальде писал эффектные
большие картины, посвященные историческим победам русского оружия, а
также официальным событиям - торжественному открытию памятника
"Тысячелетие России" в Новгороде или въезду императора Александра II
в Москву для коронации. Все же ему удалось и слегка подновить
батальный жанр.
Он гораздо чаще, чем было принято до тех
пор, обращался к современности или самой близкой истории; так, он не
раз запечатлевал события трудно и долго тянувшейся кавказской войны
(1817-64). Следуя общей тенденции своего времени и, очевидно,
собственной склонности к бытовому реализму, художник старался по
мере сил преодолевать помпезность и парадность.
Он часто выезжал на места боевых действий,
набираясь впечатлений, необходимых для правдивого изображения
реальности. От широких картин сражений Виллевальде довольно охотно
переходил к воссозданию мелких, частных эпизодов, позволяющих
пристальнее вглядываться в происходящее ("Эпизод из
русско-венгерской войны", 1872; "Сражение при Быстрице", 1881;
"Батальный этюд", "Голова военного", обе 1880-е, и др.).
В последние два десятилетия жизни
Виллевальде фактически преступил границу батального жанра в серии
небольших полотен, посвященных походу русской армии в Западную
Европу в 1813-15 гг.; здесь он с сочувствием и порой с незатейливым
юмором живописал взаимоотношения, складывавшиеся между русскими
солдатами и местными жителями.
|