Верещагин Василий Васильевич
(1842-1904)
Крупнейший художник-баталист Василий Васильевич Верещагин родился
26 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. Когда мальчику исполнилось
восемь лет, родители отдали его в Малолетний кадетский корпус, по окончании
которого в 1853 году он переводится в Петербургский морской кадетский
корпус. Здесь увлекается рисованием и посвящает ему все свободное от
занятий время. В 1858 году Верещагин начал посещать рисовальную школу
петербургского Общества поощрения художеств. О его способностях с одобрением
отзывались преподаватели, и сам он мечтал стать художником.
В 1860 году, блестяще окончив корпус, Верещагин, вопреки воле родителей,
подал в отставку и поступил в Академию художеств. Возмущенный поступком
сына, отец отказал ему в материальной помощи. Начались трудные годы
жизни. Верещагин упорно занимался живописью, однако академическая система
обучения с ее нормативностью и традиционностью тяготила художника. Протест
молодого живописца выразился в том, что он уничтожил одну из своих картин
— “Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом”. В 1863 году он
оставил Академию и уехал на Кавказ, чтобы “на свободе и просторе на
интересных предметах учиться”. Его первыми самостоятельными работами
были многочисленные рисунки с изображением народных типов, бытовых сцен
и пейзажей Кавказа.
В 1866 году, живя на берегу Шексны в селе Любец, Верещагин мог видеть
тяжелый труд бурлаков. Он задумал создать большую картину, в которой
хотел показать безысходную долю бедного люда в царской России. Верещагин
выполнил эскиз картины, написал несколько этюдов, но закончить работу
не удалось.
В 1867 году по приглашению генерал-губернатора Кауфмана он уехал
в Туркестан, где в то время происходили военные столкновения. “Поехал
потому, что хотел узнать, что такое истинная война, о которой много
читал и слышал...”, — писал художник. Верещагин не только свидетель
войны, но и ее непосредственный участник. В 1868 году в составе русского
гарнизона он оборонял Самаркандскую крепость от войск бухарского эмира
и был награжден за храбрость и мужество Георгиевским крестом. В 1869
— 1870 годах Верещагин вновь предпринимает поездку в Туркестан: знакомится
с этой своеобразной страной, изучает нравы и обычаи феодального Востока;
в результате создает большую серию картин о Средней Азии. Художник свободно
владеет кистью, и звучные, насыщенные краски передают знойное южное
небо, весеннюю зеленую степь, прохладу горных вершин, покрытых снегом,
сложнейшую орнаментацию древних построек Самарканда...
Центральное место в этой серии занимают батальные полотна, именно
они имели большой успех и в России и за рубежом, определив основное
направление творчества Верещагина. Уже в самых ранних полотнах художник
выступил с протестом против захватнических войн, с обличением тех, по
чьей вине гибли люди. Антимилитаристский характер произведений — результат
глубоких раздумий и жизненных наблюдений Верещагина, который внес в
батальную живопись смелую суровую правду, какой до него в этом жанре
не знало русское искусство. Героями своих картин он сделал солдат, простых
русских людей. “Солдаты Верещагина, — писал В. В. Стасов, — это все
тот же народ, только... носящий мундир и ружье”.
В картине “У крепостной стены. Пусть войдут” (1871) в напряжении
ожидают боя русские солдаты. Суровы их лица, в позах твердая решимость.
В картине “Вошли” — то же место в крепости, но после боя. Ряд батальных
полотен объединен в серию, где художник развивает мысль о жестокости
феодальных владык, дикости порядков, о героизме и мужестве русских солдат:
“Высматривают” (1873), “Нападают врасплох” (1871), “Представляют трофеи”
(1872), “Торжествуют” (1872) и “Апофеоз войны” (1871 — 1872). “Я не
знаю, — писал И. Н. Крамской о Верещагине, — есть ли в настоящее время
художник ему равный не только у нас, но и за границей...”
Смелые обличительные картины вызвали враждебное отношение к художнику
реакционных кругов России, которые обвиняли его в клевете на русское
воинство. Тяжело переживая несправедливые обвинения, Верещагин сжег
три картины: “Забытый”, “Окружили — преследуют” и “Вошли”.
Произведения Верещагина запрещали выставлять и воспроизводить в книгах,
газетах и журналах. В течение тридцати лет царское правительство не
приобрело ни одной картины ставшего всемирно известным художника. Только
П. М. Третьяков купил большую часть туркестанских работ.
В 1874 — 1876, 1882 — 1883 годах Верещагин совершил две поездки в
Индию для изучения жизни, природы и быта страны. Во время путешествий
ему пришлось терпеть лишения, подвергаться смертельной опасности: на
снеговых вершинах Гималаев он едва не замерз; в условиях изнуряющей
тропической жары заболел лихорадкой. Результатом наблюдений явилось
более ста пятидесяти этюдов, изображающих величие белокаменной индийской
архитектуры, синеву южного неба, яркие национальные одежды индусов.
К числу лучших этюдов относятся: “Буддийский храм в Дарджилинге” (1874
— 1875), “Ледник на дороге из Кашмира в Ладак” (1875), “Мавзолей Тадж-Махал”
(1874 — 1876).
Ряд картин Верещагин решил посвятить истории захвата Индии англичанами.
У него возник замысел создания большой живописной поэмы, которая должна
была рассказать об исторической судьбе Индии, о превращении могущественной
независимой страны в колонию Британской империи. Художник успел выполнить
только некоторые из этих картин, в частности, “Процессию английских
и туземных властей в Джейпуре” (1875 — 1879).
|