Венецианов Алексей Гаврилович
(1780-1847)
Алексей Венецианов родился 7 февраля 1780 года в Москве, в купеческой
семье. В тогдашних церковных книгах его отец, Гаврила Юрьевич, значился
"московским купцом, греком". И действительно, предки художника были
выходцами из Греции.
Где-то на рубеже 17-18 веков они переселились в Болгарию, оттуда -
В Нежин, а уже потом - в Москву. Гаврила Юрьевич торговал ягодами для
варенья, ягодными кустами да тюльпанными луковицами и видел сына продолжателем
своего дела. А тот с ранних лет увлекся "художествами": рисовал с чужих
картин и с натуры, портретировал своих товарищей.
Трудно ответить на вопрос - "учился ли у кого-нибудь юный Венецианов?".
Есть данные, что существовал некий Пахомыч, научивший мальчика составлять
краски, готовить и грунтовать холст, натягивать его на подрамник.
Как бы там ни было, первые известные работы Венецианова, относящиеся
к самому началу 19 века, свидетельствуют о том, что перед нами далеко
не новичок в живописи.
После окончания пансиона Венецианов некоторое время служил в Чертежном
управлении, а в 1802 году отправился в Петербург. Мотивировки этого
переезда не слишком ясны.
Далее о жизни художник до 1807 года мнения исследователей расходятся.
Одни утверждают, что, потерпев фиаско, Венецианов вернулся в Москву.
Другие, напротив, пишут, что он остался в Петербурге и, получая от отца
содержание, всерьез озаботился своим художественным образованием.
В 1807 году Венецианов поступил на службу в Канцелярию директора
почт Д. Трощинского. Видимо, именно Трощинский свел его со знаменитым
портретистом .
Встреча двух живописцев - начинающего и маститого - имела своим следствием
то, что Венецианов стал учеником Боровиковского. Вероятнее всего, он
в это время и жил, и столовался у него. В доме Боровиковского Венецианов
угодил в самую гущу тогдашний художественной жизни, увидел и услышал
вживую многих знаменитых русских писателей и художников.
В том же, 1807-м, году в его голове родился новый "прожект".
Венецианов задумал издавать "Журнал карикатур". В декабре подписчики
получили два первых выпуска-гравюры журнала. Третий выпуск (карикатура
"Вельможа") уже не дошел до них. Он попал к Александру І, который попросил
передать автору, что " он дарование свое мог бы обратить на гораздо
лучший предмет", и журнал запретил.
Обескураженный Венецианов по некотором размышлении решил попасть
в сферу общественной жизни другим путем. Официальным. Через Академию
художеств. В 1811 году он получил звание "назначенного" за представленный
автопортрет. Эту ступень предлагалось преодолеть всем тем, кто не учился
в Академии. На следующий год художник выполнил конкурсную программу
и стал академиком.
В 1815 году Венецианов женился на представительнице обедневшего дворянского
рода Марфе Афанасьевне Азарьевой. К тому времени он явно устал от Петербурга.
В 1818 году он сделался помещиком, купив в Тверской губернии небольшое
имение Сафонкова. Тогда и созрело решение бросать службу и уезжать из
города навсегда. В 1819 году мастер это решение исполнил. С тех пор
он, домосед по натуре, знал лишь дну дорогу из Сафонкова и Питер и обратно.
Хозяином Венецианов оказался рачительным и добрым. Он предпринял
ряд благоустройств.
В деревне свершился переворот в художественной вере художника. Оставив
упражнения в портретном жанре, он принялся писать крестьян. Эти работы
и выдвинули его в ряды виднейших живописцев своего времени.
С начала 1820-х годов художник стал собирать талантливых крестьянских
подростков и обучать их ремеслу живописца. Постепенно сформировалась
группа, известная как "Школа Венецианова". Птенцы вылетали один за другим
из венециановского гнезда в большой мир, многих он пристраивал в Академию.
Только себя пристроить так и не сумел. Его эскизы для картины, которая
должна была открыть путь к званию "советника", забраковал академический
совет. В дальнейшем с Академией Венецианов низменно был "на ножах".
Пилюлю не смогли подсластить даже присвоение ему в 1830 году звания
"художника государя императора", назначение ежегодного жалованья в 3000
рублей и награждение орденом св. Владимира 4-й степени.
Непомерные расходы, связанные с необходимостью содержать школу и
обеспечивать своих воспитанников, легли тяжелым бременем на имение.
В конце концов, он был вынужден заложить имение в Опекунский совет.
Пытаясь хоть как-то выправить материальное положение, Венецианов брался
за заказные работы. По большей части, это были портреты и иконы для
церквей.
4 декабря 1847 года, окончив эскизы икон для одной из тверских церквей,
он захотел самолично отвезти их в Тверь. На спуске с крутой горы
лошади понесли, Венецианова выбросило из саней, и он запутался в вожжах.
В село Поддубье тройка притащила уже бездыханное тело.
|