Васнецов Виктор Михайлович
(1848-1926)
Выдающийся русский живописец, один из основоположников национально-романтического
варианта русского модерна, Виктор Михайлович Васнецов, родился в 1848
г. в селе Лопьял Уржумского уезда в Вятской губернии. Прадед художника
окончил рисовальный класс семинарии. Его отец, Михаил Васильевич Васнецов,
был образованным сельским священником.
В деревенском доме Васнецовых сочетались разные уклады жизни. По
вечерам читали много книг и журналов, посвященных естественным наукам
и астрономии, рисовали. И бабушка и отец художника владели акварелью,
именно отец стал его первым учителем рисования. Васнецов вместе со своим
братом Аполлинарием рос не обособленно, а находясь в тесном общении
с крестьянскими детьми. Художник с детства проникался поэзией народных
сказок, преданий и поверий, красотой народного искусства, красочной
обрядовой стороной быта. Он воспринимал природу как одушевленное существо.
Именно детство заложило нравственно-духовные основы личности художника.
Начальное образование Васнецов получил в местном духовном училище,
а затем в духовной семинарии (1862 — 1867), где он изучал древнерусскую
литературу. Литературные образы переплетались в душе художника с фольклорными
образами, насыщая его внутренний мир, что не могло не отразиться на
дальнейшем творчестве художника.
Во время своей учебы в семинарии Васнецов обучался и практиковался
в копировании с литографий у преподавателя гимназии и владельца иконописной
мастерской Н. А. Чернышева. Это имело огромное значение в формировании
Васнецова как художника, в раскрытии его художественного дарования.
В августе 1867 года Васнецов отправился в Петербург для обучения
в Императорской Академии художеств. Через несколько месяцев после приезда
молодой человек знакомится с ,
который преподавал в Школе поощрения художников. Крамской, пропагандировавший
среди своих учеников призыв Н. Г. Чернышевского к отражению в искусстве
проблем современности, оказал на Васнецова огромное влияние и в нравственном,
и в художественном смыслах. В Школе поощрения художников Васнецов познакомился
с Репиным, с которым был впоследствии очень дружен. Васнецов был членом
Товарищества передвижников
С 1868 года художник увлекся графикой и к началу 1870-х годов достиг
больших успехов в этой области. Его “Книжный лавочник (Провинциальный
букинист. Купец с книгой )” и “Мальчик с бутылью водки” получили бронзовую
медаль на Международной выставке 1874 года в Лондоне.
Опыт работы художника в графике послужил успеху его последующих картин,
написанных маслом: “Нищие певцы”, “Чаепитие в трактире”, в которых отразился
его опыт изучения характеров людей и социальных явлений. Последующие
жанровые композиции художника характерны для аналитического направления
передвижников, склонных к лиризму, к проникновению в думы своих героев.
В Академии художник обучался по программе живописца-станковиста,
но он был первым художником, который объединил роспись, оформление спектакля,
архитектурное и прикладное творчество в одну художественную идею. В
Академии Васнецов пробыл до 1875 г. и получил за успехи в рисовании
и за этюды с натуры две малые и одну большую серебряные медали (за композицию
“Христос и Пилат перед народом”, 1870 г.).
Весной 1876 года после выхода из Академии Васнецов, по приглашению
, с которым они были особенно
дружны, приехал в Париж, где работал больше года. Благодаря Репину Васнецов
окунается в изучение художественной жизни Парижа, наполненной острой
борьбой. Художник знакомиться с С. И. Мамонтовым и вместе с
получает от него приглашение
поселиться в Москве. Полотно “Акробаты (На празднике в окрестностях
Парижа)” (1877), написанное в Париже носило еще жанровый характер, но
именно там к художнику пришла идея направить свое творчество в другое
русло. В это время им был написан эскиз “Богатыри”, положивший начало
эпическому циклу.
Возвратившись в Россию художник создал своеобразный жанрово-исторический
цикл, отображающий русско-турецкую войну. В цикл вошли: картины “Военная
телеграмма”, “Карс взяли” и рисунок “Ночью на улицах Петербурга в день
взятия Плевны” (1878). Эти работы были показаны на VI выставке ТПХВ
в марте 1878 года.
В это же время им были написаны эскизы к картине “Кабак”, реально
отражающие состояние человека во время безудержного веселья. Художник
вновь обратился к фольклору и написал эскиз к картине “Витязь на распутье”
(1878), первый вариант которой был показан наVI выставке ТПХВ. Но это
еще не было еще окончательным обращением художника к фольклору. Васнецов
создает очередной жанровый сюжет: “Преферанс” (1879), отразивший социальное
явление с точки зрения этического реализма передвижников. Этой картиной
восхищался Крамской. Работы 1877 — 1879 гг. завершают десятилетний период,
посвященный жанровой живописи.
|