Ушаков Симон Федорович
(1626-1686)
С именем С. Ф. Ушакова в истории
древнерусской иконописи принято связывать представление о последнем
периоде искусства Московской Руси.
И его творчество, и сама его
личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во
второй половине XVII в. Четко обозначившаяся ломка средневекового
мировоззрения приводит к серьезным переменам в понимании и трактовке
иконописного образа.
Особенно отчетливо эти новшества выразились в
деятельности мастеров Оружейной палаты Московского Кремля. Возникшая
при государевом дворе еще в начале XVII в. как хранилище оружия, она
уже в середине столетия превращается в большую художественную
мастерскую, куда стягиваются лучшие иконописцы из разных городов
Руси, где рядом с ними работают приглашенные иноземные мастера.
Здесь выполняется огромный объем работ, начиная от росписи храмов и
жилых помещений Кремля и кончая украшением знамен, карет, различных
бытовых предметов.
В Оружейной палате более двадцати лет трудился Симон Ушаков. Его работоспособность и энергия поразительны. Он
расписывает стены храмов, пишет иконы и миниатюры, чертит карты,
делает рисунки для знамен, монет, украшений на ружьях, гравюр и сам
гравирует. Много пишет по заказам для храмов Москвы, Новгорода,
Твери, Ростова, для Троице-Сергиева монастыря.
Ушаков возглавляет
иконописную мастерскую и оставляет множество учеников и
последователей, среди которых особую известность получили Тихон
Филатьев и Кирилл Уланов. Вслед за учителем они пытаются найти новые
формы для создания иконописного образа.
Свой новый взгляд на задачи
иконописи Ушаков формулирует в написанном им не позднее 1667 г.
"Слове к люботщательному иконного писания", где восхищается
свойствами зеркала, способного в точности воспроизводить окружающий
мир, и желает уподобить ему живописный образ. Следуя этому
стремлению, он пытается с помощью многослойных плавей (мелких, едва
заметных мазков, дающих плавный переход одного тона в другой)
применять светотеневую моделировку в трактовке ликов.
Он часто пишет
изображения Спаса и Богоматери, демонстрируя свое умение мягко
моделировать лицо и шею, подчеркнуть округлость подбородка,
припухлость губ. В иконе "Богоматерь Владимирская (Древо Московского
государства)", написанной в 1668 г., он изображает царя Алексея
Михайловича, пытаясь передать его портретные черты.
Известно, что
Ушаков писал парсуны. В изображении интерьера или пейзажа на иконах
он иногда использует принципы линейной перспективы. В качестве
образца для фонов икон художник порой пользуется западноевропейской
гравюрой. Так, в архитектурном пейзаже иконы "Троица" (1671) он
повторил изображение с гравюры, исполненной по картине итальянского
живописца XVI в. Паоло Веронезе "Пир у Симона-фарисея". Что же
касается понимания иконописного образа в целом, то мастер остается в
рамках средневековых представлений. (Двойственный характер, присущий
его искусству, находит аналогии в творчестве позднегреческих
иконописцев - таких, например, как Эммануил Тзанес.)
В отличие от
иконописцев прошлого, Ушаков часто подписывает свои произведения,
сообщая дату написания образа и свое имя. Из сохранившихся
документов известно, что с 1648 по 1664 г. он работал знаменщиком в
Серебряной палате, а с 1664 по 1686 г. - жалованным изографом
Оружейной палаты. Сведения о "роде иконописца Симона Федорова сына
Ушакова" содержатся в рукописном синодике московской церкви
Грузинской Богоматери.
Из дошедшего до наших дней его наследия
наиболее известны иконы, хранящиеся ныне в ГТГ и ГРМ. Среди них -
повторения прославленных русских святынь: образы Богоматери
Владимирской (1652, 1662), Богоматери Донской, Богоматери Киккской
(оба 1668) и др. Известны также его гравюры на меди - "Отечество",
"Семь смертных грехов"; гравюры к "Житию Варлаама и Иоасафа", к
"Псалтыри Симеона Полоцкого".
|