Ульянов Николай Павлович
(1875-1949)
В истории отечественного искусства фигура Н. П.
Ульянова - как бы в тени. Он не примыкал к художественным
группировкам и держался в стороне от новаторских путей в живописи.
Его дар - дар не открывателя, но продолжателя и хранителя; этой роли
он и соответствовал с неизменным достоинством.
Первым его учителем в МУЖВЗ (1889-1900) был
, предсказавший ученику
будущее исторического живописца (оно сбылось в 1930-40-х гг.
"Пушкинской серией" и полотном "Лористон в ставке Кутузова").
Но более сильным оказалось влияние
: Ульянов стал его
другом и помощником (в преподавании в Свободной мастерской при
училище и в студии Е. Н. Званцевой, 1900-07), воспринял манеру
рисования и композиционную "формульность" портретов (А. С.
Глаголевой, 1911; В. И. Иванова, 1920, - вплоть до портрета "К. С.
Станиславский за работой", 1947).
Однако цветовая насыщенность живописи Ульянова
1910-20-х гг. и ее ритмическая острота уже далеки от серовских
заветов. Художник обнаруживает метафоричность мышления - его
интересуют спрессованные символы современной цивилизации, ее
быстротечности и фантомности ("Парижская витрина", 1909-11; "Кафе",
1917;"Карусели" и "Качели", 1909-20-е гг.). Пристрастие к резким
ракурсам, к пространственной интриге - например, к мотиву
зеркального повтора форм ("Автопортрет с парикмахером", 1919; "А. С.
Пушкин с женой на придворном балу", 1937) - связано с важной для
него темой различения реальности и видимости, действительного и
мнимого. Внимание к этой проблематике сближает Ульянова с
живописцами символистского круга.
Присущее Ульянову соединение символистской
знаковости образов с естественным реализмом оказалось сродни
программе МХАТа, отсюда длительное сотрудничество художника с К. С.
Станиславским - от "Драмы жизни" К. Гамсуна (1907) до пьес М. А.
Булгакова "Дни Турбиных" (1925-26) и "Мольер" (1933-36). В советское
время именно театр и работа над образом А. С. Пушкина (живопись и
графические циклы, 1935-49) помогли художнику сохранить мастерство и
культурную органику.
|