Удальцова Надежда Андреевна
(1886-1961)
Творчество Н. А. Удальцовой представляет как бы
умеренное крыло радикального авангарда 1910-х гг. Испытав влияние
и
, она не стала
адептом ничьей веры; внимание к чисто живописным проблемам, к
станковой форме как таковой помогло ей впоследствии органично и
достойно выйти из ситуации растворения авангарда в прикладной сфере,
сохранив и в натурных холстах цветовую и фактурную энергетику.
Удальцова посещала московские студии
(1906; здесь ее первым авторитетным учителем был Н. П. Ульянов) и К.
Киша (1909-11), работала в студии В. Е. Татлина; затем продолжила
образование в парижской академии "Ла Палетт" у А. Ле Фоконье и Ж.
Метсенже (1912).
Отсюда ее пристрастие к кубизму: вариации
хрестоматийных кубистических мотивов ("Скрипка", "Музыкальные
инструменты", "Кухня", "Бутыль и стакан", все 1910-15) обнаруживают
абсолютное владение методом, конструктивный напор и напряженность
цвета.
Даже увлекшись супрематизмом (а Удальцова была членом общества "Супремус"
и ассистентом Малевича во Вхутемасе), она продолжает параллельно
создавать кубистические композиции, дорожа скрытым в них началом
картинности и живого ощущения красочного материала ("Живописное
построение", 1916; "Красная фигура", 1919, и др.).
Именно привязанность к картине предопределила
уход Удальцовой и ее мужа, художника
, из Инхука
(1921) в знак протеста против засилья производственников; по
существу, это было и их уходом из авангарда. Но уход в данном случае
не оказался концом пути. Долгосрочный натурный период - натюрморты,
пейзажи Алтая, Казахстана и Армении - предельно выявил поразительное
цветовидение Удальцовой. "Меня обвиняют в формализме, а по существу
я работаю над цветом", - писала она в дневнике. Такие обвинения
естественно вытесняли "обвиняемого" из художественной жизни.
С 1934 г. работы Удальцовой не выставлялись (за
исключением камерного показа в театре "Ромэн" в 1945 г.). Тем не
менее, обреченная на одиночество, пережившая арест и гибель мужа,
художница не утратила уверенности в правильности своего пути, и,
питаясь этим сознанием, ее живопись не теряла внутренней глубины.
|