Тропинин Василий Андреевич
(1776-1857)
Василий Тропинин родился 30 марта в 1776 году в селе
Карповка Новгородской губернии крепостным графа А. С. Миниха. Впоследствии
он перешел во владение графа И. И. Моркова в составе приданого за дочерью
Миниха, Натальей. Отец его, управляющий у графа, за верную службу получил
вольную, однако без детей. Тропинин еще мальчиком посещал в Новгороде
городскую школу, а затем, когда способности к рисованию стали очевидны,
он был отдан учеником кондитера в дом графа Завадовского в Петербурге.
В девять лет Тропинин был определен в воспитанники
Императорской академии художеств. В Императорской Академии художеств
разрешалось посещать академические классы крепостным в качестве “посторонних”,
вольноприходящих учеников. После рисовальных классов Тропинин поступил
в мастерскую портретной живописи, которую возглавлял С. С. Щукин. В
1810-х годах в портретном классе Щукина ученикам и пенсионерам задавались
следующие темы: “Возвращение ратника к своему семейству”, “Русская крестьянская
свадьба”, “Русская крестьянская пляска” и “Ворожба на картах”. Таким
образом, Щукин ориентировал своих учеников на правдивую передачу сцен
народной жизни. В мастерской Щукина были заложены стилистические и технические
основы живописи Тропинина. Будучи крепостным, Тропинин жил в доме учителя,
тер ему краски, натягивал и грунтовал холсты. Отсюда — определенное
сходство палитр художников. Излюбленное Тропининым сопоставление красновато-охристых
тонов с глубокими оливково-зелеными и легкими голубовато-серыми напоминает
одно из лучших произведений русской живописи рубежа XVIII и XIX веков
— “Автопортрет” Щукина.
По свидетельству Николая Рамазанова Тропинин “мягкостью
своего характера и постоянной любовью к искусству скоро приобрел себе
дружественное расположение и уважение бывших в то время на виду лучших
учеников Академии: Кипренского, Варнека, Скотникова”. На академической
выставке 1804 г. его картина “Мальчик, тоскующий об умершей своей птичке”,
написанная по картине Грёза, была замечена самой императрицей. О Тропинине
заговорили как о “русском Грёзе”. Этого живописца Тропинин копировал
и цитировал всю жизнь.
Будучи слушателем Академии, Тропинин получил возможность
приобщиться к мировой художественной культуре. Академия художеств обладала
значительным собранием картин западноевропейских мастеров. Ученики академии
копировали также с картин, находившихся в Императорском Эрмитаже. По
копиям Тропинина можно судить о его интересе к голландским и фламандским
мастерам — Рембрандту, Йордансу, Тенирсу. Если с Грезом Тропинина сближало
сентименталистско-просветительское мировоззрение, присущее им обоим,
то в работах голландцев и фламандцев он находил поддержку своей реалистической
ориентации, исканиям в области жанра.
Учился Василий Андреевич блестяще и получил серебряную
и золотую медали. Будучи учеником Академии, Тропинин оказался в центре
художественной жизни Петербурга. Кроме
, он общался с
,
,
,
и Дуайеном.
В 1804 г. его учеба внезапно прервалась — граф Морков
приказал своему крепостному следовать за ним в имение на Украине. Здесь
Тропинин был и кондитером, и лакеем, и архитектором; он построил церковь
в селе Кукавка, где граф предполагал поселиться. Знания, с которыми
Тропинин вышел из Академии, отличались от обычной академической программы.
По его ранним рисункам можно сделать вывод, что он не изучал анатомии,
мало посещал классы рисования с натуры, плохо владел перспективой и
искусством композиции. Недостаточность академического образования Тропинин
преодолевал долгие годы. Раннее творчество Тропинина весьма неровно.
Незлобивый и добрый по натуре, Василий Тропинин со
смирением переносил превратности судьбы, не ожесточился, не впал в депрессию
от сознания несоответствия собственного дарования и того положения,
которое он занимал, напротив, воспринял пребывание на Украине как продолжение
обучения, своего рода стажировку. “Я мало учился в Академии, но научился
в Малороссии: я там без отдыха писал с натуры, и эти мои работы, кажется,
лучшие из всех до сих пор мною написанных”, — вспоминал он позднее.
Красоту национального малороссийского типа Тропинин
запечатлел в картинах “Украинская девушка с Подолья” (1800-е), “Мальчик
с жалейкой” (1810-е), “Украинец с палкой”, “Пряха” (обе 1820-е) и др.
Стремясь создать живые, непринужденные образы, художник утверждает чистоту
и цельность народных характеров. Колорит этих работ мягкий, приглушенный
— преобладают сероватые, охристые, зеленые тона.
Следы активной работы над украинской тематикой обнаруживает
графика Тропинина. В его акварелях и рисунках 1810-х — начала 1820-х
годов встречаются изображения женщин в украинском костюме, горбатого
скрипача, подростков, пастухов, украинских крестьян. Лучшие жанровые
эскизы художника — “Жницы” и “У мирового судьи” — также связаны с Украиной.
Сохранился живописный эскиз сцены жатвы и два подготовительных
карандашных наброска к нему. Художнику удалось передать значительность
крестьянского труда. Замысел, непосредственно предшествующий картине
Венецианова “На жатве. Лето”, проникнут тем же эпическим настроем.
В 1807 году под руководством Василия Андреевича было
закончено строительство Кукавской церкви. По ее освящении Тропинин был
обвенчан с Анной Ивановной Катиной, свободной поселянкой, которая не
побоялась выйти замуж за крепостного художника.
В 1812 г. семья Морковых вернулась в Москву. Тропинину
пришлось отделывать интерьер их дома, пострадавший при пожаре. В это
время он выполнил портреты членов семьи Морковых, лучшим из которых
стал этюд, изображающий братьев Н.И. и И.И.Морковых (1813 г.). “Портрет
Арсения Тропинина” (1818 г.) написан рукой уже зрелого мастера. Портрет
подкупает искренностью и чистотой эмоций, написан он легко и обобщенно.
Изысканный колорит построен на сочетании золотисто-коричневатых тонов.
Сквозь красочный слой и лессировки просвечивает розоватая тональность
грунта и подмалевка.
Портрет Натальи Морковой — одно из самых вдохновенных
произведений художника. Лицу молодой графини с его неправильными чертами
присуща необычайная прелесть. Одухотворенность модели передается всем
строем произведения. Поверхность холста сохраняет трепетные движения
кисти. Этот этюд, шедевр Тропинина, стоит особняком в его творчестве.
Он обладает удивительной живописной свежестью и демонстрирует духовную
и художественную зрелость мастера.
В духе элегической поэзии Жуковского написан “Мальчик
со свирелью. Портрет Ираклия Моркова” (1810-е). В портрете главенствует
настроение меланхолического раздумья. Пейзаж, как это часто бывает в
романтической поэзии, поясняет внутреннее состояние героя. В живописной
стилистике и в портретной концепции Тропинина в 1810-е годы сохраняются
многие черты искусства XVIII века — рокайльная гамма смягченных дополнительных
цветов, с преобладанием золотого тона, мягкая подвижная кисть, прозрачная,
мерцающая фактура. Детские образы
были для Тропинина особенно привлекательны. Большая часть детских портретов
имеет жанровую завязку. Он изображает детей с животными, птицами, игрушками,
музыкальными инструментами. Несомненна связь детских портретов Тропинина
с традициями XVIII века, с сентименталистски-просветительским направлением
в философии. Просветители считали ум ребенка tabula raza (“чистой доской”),
объясняя многие пороки общества отсутствием разумной системы воспитания.
Годы с 1813 по 1818-й были очень плодотворными для
художника. Москва приходила в себя после нашествия Наполеона. В середине
1810-х годов ему позировал издатель П.П.Бекетов, задумавший серию
гравированных портретов известных русских деятелей. Тогда же свой портрет Тропинину заказывает самый известный в Москве поэт И.И.Дмитриев. Эти
ранние портреты, поясные на нейтральном фоне, восходят к традиции русского
камерного портрета XVIII века. Постепенно круг заказчиков Тропинина
расширяется. Он пишет портреты героев Отечественной войны — генералов
И. И.Алексеева, А.П.Урусова, Ф.И.Талызина, П. И. Багратиона.
|