Торелли Стефано
(1712-1780)
Cтефано Торелли попал в
Россию уже зрелым мастером, в 1762 году. Он был учеником известного
неаполитанского художника и архитектора Франческо Солимена (у него
же учился ), приверженца декоративного рококо, затем
работал в Венеции, где окончательно сформировалась его творческая
манера.
В 1740 году Август III пригласил Торелли в Дрезден для постоянной
работы при дворе. Росписи дрезденских дворцов, выполненные
художником, погибли во время второй мировой войны: лишь в видах
Дрездена кисти Белотто изображения человеческих фигур принадлежат
Торелли.
В 1740-1760-е годы он работал в немецких городах - в Байрейте,
Фрауенбурге, Ростоке, расписывал плафоны, писал портреты и алтарные
картины. Последний заказ такого рода, перед тем как по приглашению
И.И.Шувалова отправиться в Петербург, - десять настенных картин с
аллегорическими композициями в зале аудиенций ратуши города Любека
(1759-1761).
В России Торелли, назначенный профессором Академии
художеств, продолжает работать с той же интенсивностью и размахом,
то есть делать "все": портреты, плафоны, стенные росписи, пышные
аллегорические композиции и мифологические сцены выполняются им
быстро и с равной умелостью. Это обеспечивает ему успех и
возможность большого количества заказов.
Среди произведений Торелли не все известны и далеко не все
сохранились до наших дней - можно лишь доверять описаниям биографа.
Однако до нас дошло едва ли не главное по значению произведение
Торелли - его цикл работ по оформлению Китайского дворца в
Ораниенбауме, включающий девять настенных панно с изображениями муз
и плафон на тему "Венера и грации" для так называемого Зала Муз
(конец 1760-х - начало 1770-х), панно "Похищение Ганимеда" и "Юнона
с гением" для Большого зала (1768), картины "Тоскующий Марс",
"Венера", "Диана и Эндимион" для Сиреневой гостиной.
В картинах и плафонах Торелли почти нет прямых линий - здесь все
состоит из прихотливых изгибов, рокайльных завитков, все тяготеет к
формам круга и овала; материальные формы подчеркнуто лишены
конструктивности. Изысканность блеклых гамм, оживленных позолотой,
капризная асимметрия орнамента - бесконечных арабесок, растительных
мотивов, развевающихся лент, мечтательно-изнеженное опадание линий и
складок - эти черты, в полной мере проявившиеся в живописи,
украшающей Китайский дворец, присущи большинству работ Торелли.
Но приверженность Торелли стилю рококо была основной причиной того,
что его изысканное и умелое искусство не получило широкого отклика,
не сделалось предметом подражаний (подобно тому как это произошло
десятилетием раньше с Ротари). В России уже набирал силу классицизм,
формировалась иная эстетика, для которой естественными были работы
и
, а сама по себе живописная свобода картин Торелли воспринималась как нечто отжившее.
Характерно, что портреты Торелли гораздо строже и проще его
композиций; в них есть психологическая точность и зоркость видения,
- лишь только когда сама модель "провоцирует" художника на
облегченное, декоративно-нарядное решение, появляются портреты,
выполненные в светлой гамме, где содержание образов сведено к
красоте, очарованию и грации ("Портрет графини А.А.Чернышевой")
Торелли жил в России c 1762г до конца жизни и был захоронен в
Санкт-Петербурге в 1780г.
В разнообразной картине "россики" (творчества иностранцев на русской
службе) каждое художественное явление в разной степени помогало
формированию - сложными и опосредованными путями - самостоятельной
русской школы. Сыграл свою роль в этом неоднозначном процессе и
Стефано Торелли.
|