Толстой Федор Петрович (1783-1873)
Толстой (граф Федор Петрович) - медальер, скульптор, живописец, гравер,
один из наиболее влиятельных деятелей в области русского искусства (1783
- 1873).
Первоначальное образование он получил в родительском доме в Санкт-Петербурге и очень рано выказал любовь и необыкновенную способность
к рисованию. Был отдан в полоцкий иезуитский коллегий, где сильное влияние
на него имел известный патер Грубер ; оттуда Толстой поступил кадетом
в морской корпус, из которого, в 1802 г., выпущен мичманом в балтийский
гребной флот.
Не переставая заниматься рисованием, положительное призвание
к искусству почувствовал лишь по своем производстве в мичманы. Решившись
учиться ваянию и медальерному искусству в Академии Художеств, Толстой
стал посещать классы академии в качестве вольноприходящего ученика и,
для большей успешности своих занятий в ней, вышел в 1804 г. в отставку.
Усердная работа в академических классах и изучение литературы и истории
быстро развили дарование молодого художника, так что уже в 1806 г. он
обратил на себя внимание императора Александра I , который определил
его на службу в Эрмитаж, а в 1809 г. в монетный департамент, медальером.
В том же году Академия Художеств избрала его в свои почетные члены.
В 1825 г. он был сделан преподавателем в медальерном классе академии,
в 1828 г. назначен ее вице-президентом, в 1842 г. возведен в звание
профессора медальерного искусства, а через год после того - и в звание
профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего
в 1859 г. преобразования академии, после чего состоял до конца своей
жизни товарищем президента. В 1854 г. торжественно праздновалось пятидесятилетие
его художественной деятельности и по этому случаю была выбита медаль
в его честь.
В истории русского искусства граф Толстой занимает одно
из самых видных мест не только как даровитый, просвещенный и многосторонний
художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды
на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в
глазах общества и долговременным пребыванием своим на посте вице-президента
академии много способствовавший развитию молодых художников.
Он был
горячий поклонник древней Греции, которую с юных лет изучал в ее истории
и художественных произведениях; в своих работах он стремился приблизиться
к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков
на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных
сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы. Композиция
у него - строго обдуманная, рисунок - правильный, техническое исполнение
- добросовестное и умелое. Современные нам ценители искусства найдут,
что от большинства произведений графа Толстого на античные темы веет
холодом; но в свою пору эти произведения сильно нравились публике, как
более оригинальные и изящные чем то, что выходило перед тем из-под резца,
карандаша и кисти псевдоклассиков нашей академической школы.
Талант
графа Толстого ярче всего выказался в работах по медальерной части,
каковы двадцать медальонов с аллегорическими изображениями событий отечественной
войны 1812 - 14 годов, двенадцать подобных же медальонов в память персидской
и турецкой войн 1826 - 29 годов, медали: поднесенная виленским университетом
графу Ф. Чапскому, от Санкт-петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому , в память избрания великого князя Николая Павловича
в канцлеры Абосского университета, на кончину императора Александра
I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана
Лейхтенбергского и мн. др. К работам того же рода относятся прекрасно
вылепленные графом Толстым и им же самим вырезанные в металле четыре
барельефа с сюжетами из Одиссеи Гомера.
По части собственно скульптуры,
важнейшие произведения графа - сочиненные и моделированные им четыре
главных и восемь побочных входных дверей московского Храма Спасителя,
с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных
святых, поясное изваяние Христа, бюст Морфея в венке из лупинов, бюст
императора Николая I в славянских доспехах и царской порфире и статуя
нимфы, льющей воду из кувшина в петергофском дворцовом парке.
Как рисовальщик
и гравер, граф выказал свое искусство в 63 гравированных им (очерком)
с собственных рисунков иллюстрациях большого формата к поэме Богдановича
"Душенька", в картинках в стихотворениям Н. Щербины (к сожалению, изданных
только отчасти и в очень посредственных ксилографиях). Образчиком его
живописи может служить картина, изображающая перспективу комнат с портретами
его самого, его первой жены и двух дочерей (находится в музее императора
Александра III ). Наконец, должно упомянуть, что им были сочинены программы
для двух балетов с проектами декораций, костюмов и всей монтировки.
- Ср. "Портретная галерея русских деятелей" изд. А. Мюнстера (т. I,
Санкт-Петербург, 1865); Н. Рамазанов "Материалы для истории художеств
в России" (ч. I, М., 1863); "Отчет Императорской Академии Художеств
за 1871 - 72 гг."; "Записки графа Ф.П. Толстого" ("Русская Старина",
т. VII).
|