Токке Луи (1696-1772)
Французский живописец, портретист, ученик и зять художника Натье,
блестящий представитель рококо. Придворный живописец.
Учился сначала
у Н. Бертена, а потом у Ж.-М. Натье. Еще в молодости стал выставлять
свои работы в парижском салоне, каждый раз с большим успехом, и удостоился
написать портреты королевы, дофина и его супруги, благодаря чему получил
известность не только во Франции, но и за ее пределами.
В 1731 г. был
уже сопричисленным к Парижской академии, а в 1734 г. — ее действительным
членом. Токке больше работал с натуры, чем Натье, а его любовь к деталям
помогала ему передавать индивидуальность модели. Его портреты естественнее
и проще. Токке чтил иерархию жанров и, тяготея к интимности портретной
характеристики, пользовался и традиционными формами парадной композиции
Риго. В речи на академической конференции в 1750 он рекомендовал портретистам
улавливать благоприятные состояния, придающие лицу миловидность.
Луи Токке вошел в историю искусства как блестящий мастер парадного портрета.
В его произведениях с тонко очерченной композицией характеристика модели
порой скрывается за декоративным украшательством, пристальным вниманием
художника к костюму, его деталям. При этом портреты Токке всегда отличает
ясный рисунок, и художник всегда безошибочно эффектно представляет свою
модель. Несмотря на французское происхождение, усвоенную в Париже у
Бертена и Натье школу, искусство Токке носит общеевропейский характер.
Портрет Марии Лещинской, королевы Франции, был исполнен художником в
ранний период его творчества, когда он, работая при Дворе Людовика XV,
обрел известность и славу.
Токе в основном работал в Париже, но в 1756—1758
был приглашен в Россию канцлером Воронцовым для написания портрета императрицы
Елизаветы Петровны.
В 1756 г. явился в СПб. и провел в нем восемнадцать
месяцев, в течение которых исполнил несколько портретов императрицы
Елизаветы Петровны. Из них два, во весь рост, — в Романовской галерее
Зимнего дворца и в Большом Царскосельском дворце, один, коленный, —
в Александровском Царскосельском дворце и другой коленный — в Версальском
дворце близ Парижа.
В России он с триумфом исполнял также портреты знатных
лиц - гр. К. Г. Разумовского, гр. И. Г. Чернышева и некоторых других.
Во время работы при русском дворе пользовался там огромным успехом.
Присущие Токке живописное мастерство, тонкая холодная серебристая цветовая
гамма оказали заметное влияние на формирование таких русских мастеров,
как и
.
На обратном пути из России в Париж, куда он
возвратился в 1760 г., остановился в Копенгагене и написал там портреты
датского короля, королевы и некоторых принцев их дома. В 1769 г. вторично
посетил Копенгаген, причем был избран в члены тамошней академии. В Париж
он вернулся в 1759, но вскоре оставил занятия живописью. Другие известные
произведения: "Мадам д''Анже, супруга генерала Франсуа Бальтазара д''Анже
Дюфэ". 1753. Лувр, Париж; "Портрет мадам Дуайген". Музей Карнавале,
Париж; "Портрет графини Е.А. Головкиной". 1757. Эрмитаж, Санкт-Петербург.
|