Тырса Николай Андреевич
(1887-1942)
Сын офицера Кубанского казачьего войска, Н. А.
Тырса обучался с перерывами на архитектурном отделении АХ (1905-09)
и в художественной школе Е. Н. Званцевой (1907-10).
Впервые он обратил на себя внимание критики в
1914 г., представив на выставке блестящие рисунки с изображениями
обнаженных натурщиц. Творческие интересы его были очень
разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя
высокопрофессионально и самобытно.
В молодости Тырса отдал несколько лет изучению
древнерусского искусства - копируя фрески и участвуя в их
реставрации; потом занимался декоративной росписью петербургских
особняков.
В 1920-х гг. внимание художника было
сосредоточено на графике. В станковой графике - многочисленных
рисунках и акварелях с натуры - он оттачивал свое мастерство.
Графика промышленная была для него прежде всего средством заработка,
но и над нею он трудился с увлеченностью.
В графику книжную Тырса вошел еще в 1921 г., оформив "Комедию о царе
Максимилиане", а иллюстрации к "Козлику" (1923) положили начало
работе в детской книге, где он вскоре стал одним из наиболее крупных
мастеров. Ориентируясь на читателей-школьников и предпочитая темы
современности или ближайшего прошлого, он оформил десятки книг,
среди которых выделялись "Осада дворца" В. А. Каверина, "Республика
ШКИД" Г. Г. Белых и Л. Пантелеева, "Снежная книга" В. В. Бианки,
"Военные кони" Н. С. Тихонова, "Детство" М. Горького; чаще же всего
он обращался к книгам Б. С. Житкова, своего постоянного и любимого
автора. В увлекательных, динамичных иллюстрациях Тырсы
реалистическая точность соединялась с романтическим чувством.
В 1920-х гг. он начал преподавать рисунок и
акварель в разных институтах, воспитав немало прекрасных художников.
С середины 1920-х гг. Тырса больше внимания уделял акварели, как бы
подготавливая себе переход к масляной живописи в 1930-х гг.
Его картины - пейзажи, натюрморты, интерьеры,
изображения обнаженных моделей - вырастали из натурных этюдов и, в
отличие от иллюстраций, носили созерцательный характер, но они
заряжены восторгом перед богатством и красочностью мира и увлекают
темпераментностью воплощения этого мира на холсте.
В те же годы для него самостоятельный интерес
приобрела литография, которую раньше он использовал лишь в
иллюстрациях. Идея распространения высокохудожественных массовых
картинок увлекла его и подвигла на создание отличных многокрасочных
эстампов (в том числе знаменитого "Букета", 1939), а неутомимость
ума подтолкнула к изобретению совершенно новой техники "размывки
тушью по камню", небывало расширившей возможности литографии. В
детской книге Тырса теперь работал меньше, зато обратился к книгам
для взрослых и исполнил прекрасные иллюстрации к "Пиковой даме" А.
С. Пушкина (1936), "Анне Карениной" Л. Н. Толстого (1939) и "Герою
нашего времени" М. Ю. Лермонтова (1940). В 1940-41 гг. он занялся
еще и стеклоделием и, работая вместе с В. И. Мухиной в
экспериментальном цехе Ленинградской зеркальной фабрики,
спроектировал около двух десятков изделий - графинов, стаканов и
ваз, отличавшихся лаконизмом и благородством оригинальной формы и
тонким ощущением природы стекла; его можно считать одним из
основателей ленинградской школы художественного стекла. Большая
персональная выставка Тырсы открылась 15 июня 1941 г., но продлилась
лишь неделю - началась война. 29 января 1942 г. его, обессиленного
блокадной зимой, эвакуировали из Ленинграда, но было уже слишком
поздно.
|