Тыранов Алексей Васильевич
(1808-1859)
Выдающийся русский художник-портретист.
А. В. Тыранов - один из наиболее одаренных учеников
,
портретист и жанрист. Выйдя на самостоятельную дорогу, он не смог
противиться моде и различным жизненным соблазнам и сделался одним из
тех, кого Венецианов назвал "потерянными людьми".
Тыранов родился в семье бедных мещан. В
отрочестве писал иконы. В 1824 г. его работы случайно увидел
Венецианов и за "способности необычайные" взял в свою школу
учеником. В венециановском духе написаны "Автопортрет" (1825), "Две
крестьянки за кроснами (Ткачихи)" (1826) и единственный в творчестве
Тыранова пейзаж "Вид на реке Тосне близ села Никольского" (1827),
весь пронизанный солнечным светом, тишиной и умиротворенностью.
Венецианов добился для Тыранова разрешения посещать АХ в качестве
вольноприходящего ученика, пристроил его под покровительство ОПХ,
достал билет с правом посещать Эрмитаж и работать там.
За интерьеры "Перспективный вид Эрмитажной
библиотеки" (1826) и "Внутренний вид Большой церкви Зимнего дворца"
(1829), решенные в соответствии с венециановским методом, то есть по
всем правилам прямой перспективы и с учетом освещения в определенное
время суток, Тыранов получил сначала малую, а потом большую золотую
медаль.
Известность его растет. В 1832 г. АХ присваивает
ему звание неклассного художника. В 1830-40-х гг. Тыранов - самый
популярный в Петербурге портретист, соперничающий только с
. По словам
современника, на выставках "около его картин было такое стечение
публики, что не было возможности проходить мимо". Среди его моделей
- писатель И. И. Лажечников, журналист П. А. Плетнев, художник
.
В 1836 г. Тыранов идет в ученики к
и увлекается его манерой. Он стремится к внешнему блеску и
виртуозной выписанности деталей, все более утрачивая искренность и
непосредственность живого восприятия ("Портрет А. Н. Дубельт", 1839;
"Портрет неизвестной в лиловой шали", "Портрет Е. П. Ковригиной",
оба 1830-х). В 1839-43 г. Тыранов в качестве пенсионера АХ работал в
Италии.
Безумно влюбившись в одну из своих натурщиц, он
привез ее в Петербург. Судя по всему, эта страсть и погубила
художника. Через год, обобранный и покинутый возлюбленной, художник
попал в больницу. Оправиться после этого удара судьбы он уже не
смог. Поздние его произведения - "Итальянка" (ок. 1851), "Борьба за
душу (Ангел, попирающий злого духа). Аллегория" (1850-е) -
безжизненны и нарочито академичны. В 1859 г., тяжело больной
чахоткой, Тыранов уезжает к брату в г. Кашин, чтобы умереть там.
|