Татлин Владимир Евграфович
(1885-1953)
В. Е. Татлин - одна из самых ярких фигур нового
искусства 1910-20-х гг., родоначальник конструктивизма; вообще
уникальный человек русского авангарда. Жизнь его была жизнью
фанатика и подвижника, творчество заполнило ее целиком.
В искусство он пришел как самородок - почти без
серьезной школы. В Пензенском художественном училище (1905-10)
получил основы профессиональных знаний, а в авангардных студиях
Москвы и Петербурга (у , Я. Ф. Ционглинского, М. Д. Бернштейна,
- у него
особенно) набрал мастерства.
Не учился за границей, хотя полмира
объездил матросом (еще мальчиком сбежав из дому, уплыл юнгой в
Турцию) и отразил этот факт биографии в "Автопортрете" (1911); но,
впервые попав в Париж (1914) и посетив там П. Пикассо, отнесся к
нему как равный к равному. Возможно, с этим слегка курьезным визитом
(Татлин приехал в Париж из Берлина, где на выставке русского
народного искусства исполнял роль слепого бандуриста; он и для
Пикассо сыграл на бандуре) косвенно связан переход художника от
живописи, сочетавшей ларионовское влияние с элементами кубизма, к
"живописным рельефам" (они же "контррельефы", или "материальные
подборы").
Эти объемно-пространственные абстракции из железа
и дерева, с использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагментов
готовых вещей и отчасти обработанные живописными средствами, впервые
были показаны им на выставке в собственной студии (1914; тогда они
назывались "синтезо-статичными композициями"), затем на выставках
"Трамвай Б", "1915 год", "Магазин". С них началась
конструктивистская линия в русском авангарде, линия
материаловедения, противопоставляемая - во всяком случае, автором -
отвлеченно-знаковому супрематизму
. Однако
победивший конструктивизм 1920-х гг. - и в
утилитарно-производственном его варианте, и в варианте
техницистском - далек от стремления вслушиваться в органику
материала.
В соответствии с общей программой Татлин делает
эскизы посуды, одежды и даже печей, но его модели, как правило,
утопичны, это проекты идей, а не вещей. Таков "Памятник III
Интернационала" ("Башня Татлина", 1919-20) - символическое
воплощение революционной эпохи, впечатляющий, но вряд ли
рассчитанный на реализацию синтез скульптуры, архитектуры и техники.
Таков "махолет" "Летатлин", сборкой которого художник занимался в
течение трех лет (1929-32) в башне Новодевичьего монастыря (образ
башни сродни Татлину - его первая студия в Москве тоже звалась
"Башней"), - конструкция абсолютно природная и эстетически
поразительная, напоминающая чертежи Леонардо да Винчи; художник не
сомневался в ее воздухоплавательных возможностях и первое испытание
планировал провести со своим маленьким сыном.
В 1920-х гг. Татлин активно работает в
Наркомпросе (1919-23; инициатор "музеев художественной культуры",
член Отдела музеев, куратор реформы художественного образования и
монументальной пропаганды) и в Инхуке (1923-24; руководитель Отдела
материальной культуры), преподает в Киевском художественном
институте (фото-кинотеатральное отделение, 1925-27) и во Вхутеине
(отделение обработки дерева и керамики, 1927-30).
|