Сверчков Николай Егорович
(1817-1898)
Отец Н. Е. Сверчкова был выходцем из крестьян и
служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано
начал рисовать лошадей и других животных, проявив наблюдательность и
умение передать повадки своих "моделей".
Поощряя склонности сына к занятиям искусством,
родители отдали его в 1827 г. в Воспитательное училище при АХ.
Однако слабый здоровьем ребенок не выдержал сурового режима и через
полгода был взят оттуда и определен в училище общего типа, после
окончания которого по настоянию отца поступил в хозяйственный
департамент Министерства внутренних дел. Карьера чиновника не
прельщала юношу, который в свободное время продолжал упорно
заниматься рисунком и живописью.
Постепенно он развил свои способности до такой
степени, что в 1839 г. осмелился послать на академическую выставку
первые картины: "Автопортрет", "Ездок", "Итальянка с гитарой" и
"Портрет девицы Сверчковой". Успех был очевидным, и его удостоили
звания свободного художника портретной живописи.
В 1840 г. Сверчков решился оставить службу. Дар
анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены
с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и
Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В
этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых
лошадей. Прославившись своим знанием пород и умением передать их
особенности, Сверчков стал получать заказы от известных
коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы
провинции и воплотил их в жанровых зарисовках.
На академической выставке 1844 г. были
представлены его картины "Отдых в поле" и "На конской ярмарке". В
этот период Сверчков отдал дань и литографскому искусству. В 1844 г.
им были созданы литографии "Кирасиры", "Казаки", "Лезгинский эскорт"
и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных
сцен "Эскизы русского" (1845). Издатель Фельтен выпустил "Альбом
коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших
заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н.
Сверчковым" (1846-52). Этот цикл состоял из 25 листов и был весьма
популярен.
Проявил себя художник и в портретном жанре,
написав в конце 1840-х гг. "Портрет супруги в амазонском платье на
лошади" и "Скульптор И. И. Юшков в санях на набережной Невы", а
также "Портрет доезжачего В. П. Воейкова Харитона". В 1852 г. за
картину "Помещичья тройка" Сверчков получил звание академика
"живописи народных сцен", а в 1855 г. за картину "Дорожные" -
профессорское звание.
В жизни художника 1850-е гг. были отмечены
дружбой с Н. А. Некрасовым, в ярославском имении которого, Карабихе,
он провел много времени. Вместе с поэтом ходил на охоту, ездил на
крестьянские праздники, участвовал в домашних литературных вечерах.
Сверчков выполнил серию картин и рисунков на сюжеты произведений
Некрасова: "Мороз, Красный нос", "Мужичок с ноготок", а также
написал конный портрет А. Я. Панаевой. Нелегкой доле ямщиков
посвятил художник цикл картин конца 1850-х гг.: "Тройка в степи"
(1856), "В метель" (1857) и др.
Немалое место в его творчестве занимали и сцены
из охотничьей жизни: "Зимняя охота", "Беркутова охота, бывшая в
Москве" (обе 1856), "Эскизы охоты" (1857-58). Все они отличаются
тонким пониманием русского пейзажа.
В начале 1860-х гг. Сверчков предпринял
заграничную поездку, побывал в Париже, Лондоне, Брюсселе, где его
выставки имели большой успех. Вернувшись в 1864 г. в Россию, он
получил официальный заказ на серию исторических картин: "Выезд царя
Алексея Михайловича на смотр войск в 1664 году" (1866), "Царь
Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы" (1873)
и "Поезд царя Ивана Грозного на богомолье" (1878).
Новым жанром в его творчестве были и батальные
сцены, самая известная из них - "Переход гвардии через Балканы"
(1879) - была посвящена событиям русско-турецкой войны. Однако ни в
исторической, ни в батальной живописи Сверчков не проявил себя столь
тонким мастером, каким был в анималистическом жанре.
|