Суриков Василий Иванович
(1848-1916)
Суриков Василий Иванович родился 12 января 1848
года в Красноярске, художник. Из казаков. Суриков весьма гордился
своим происхождением и писал об этом: “Со всех сторон я природный
казак... Мое казачество более, чем 200-летнее”. В 1856 — 1861 гг.
учился в Красноярском уездном училище, где получил первые
художественные познания от учителя рисования Гребнева, по его
заданию он копировал гравюры с картин старых мастеров, постепенно
постигая искусство их времени, “Гребнев меня учил рисовать, чуть не
плакал надо мною”, — позже с благодарностью вспоминал Суриков.
После смерти отца Суриков служил писцом, иногда
рисовал. Его рисунки привлекли внимание красноярского губернатора П.
Н. Замятина и богатого золотопромышленника П. И. Кузнецова, которые
помогли ему с поступлением в петербургскую школу Общества поощрения
художеств и взяли на себя расходы по содержанию молодого художника.
В этой школе у М. В. Дьяконова за три летних месяца Суриков освоил
трехгодичный курс, а уже 28 августа 1869 года успешно сдал
вступительные экзамены в петербургскую Академию художеств. Его
приняли вольнослушателем и зачислили в основной класс, где
впоследствии его преподавателем станет
. В следующем
году он уже работает над своим первым произведением “Вид памятника
Петру I на Сенатской площади в Петербурге” (1870).
Учился Суриков в Академии успешно. Блестящие
достижения у молодого живописца были в композиции, недаром товарищи
называли его “композитором”. К периоду обучения в Академии относится
его картина из древнерусской истории “Княжий суд” (1874). В апреле
1875 года художник начинает работу над большим полотном: “Апостол
Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой,
сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом”.
Академию Суриков заканчивает в звании художника I
степени. Когда через полгода он “в виде исключения” получил
возможность поехать за границу на обучение у европейских мастеров,
но взамен этого просил разрешить ему выполнить заказ по росписи
московского храма Христа Спасителя. В июне 1877 года художник
переезжает в Москву, где делает в течение двух лет фрески,
изображающие четыре Вселенских собора. Но впоследствии Суриков
никогда уже не будет работать на заказ.
Художник становится членом Товарищества
передвижных художественных выставок и Союза русских художников.
Художник часто наведывался в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге
(1901 — 1903), в Крыму (1913). В 1880 — 90-е годы посетил Францию,
Италию и ряд других стран Европы. Особое впечатление на него
произвели живописцы итальянского и испанского Возрождения.
В 1878 году Суриков женился на Е. А. Шарэ, внучке
декабриста П. П. Свистунова. Счастливая семейная жизнь и
относительное материальное благополучие позволяют художнику “начать
свое” — обратиться к русской истории. Впечатления от старинной
московской архитектуры явились важным стимулом на пути к первому его
историческому шедевру картине “Утро стрелецкой казни”. “Утро
стрелецкой казни” — грандиозная картина, завершенная в 1881 году,
производит фурор. В тот же год художник вступил в члены Товарищества
передвижных художественных выставок и с того времени постоянно на
них выставлялся.
|