Судейкин Сергей Юрьевич
(1882-1946)
С. Ю. Судейкин родился в семье жандармского
полковника. В 1897 г. он поступил в МУЖВЗ, однако в 1902 г. был
отчислен за показанные на ученической выставке работы "непристойного
содержания".
Уже первые самостоятельные работы Судейкина с их
романтической наивностью, перламутровыми тонами оказались близки
художникам-символистам. Он иллюстрировал драму М. Метерлинка "Смерть
Тентажиля" (1903), сотрудничал с журналом "Весы", участвовал в
выставках "Алая роза" (1904) и "Голубая роза" (1907), "Венок-
Стефанос" (1908).
В 1909 г. Судейкин поступил в Петербургскую
АХ. В это время у художника завязались творческие отношения с
, а через него и с
другими "мирискусниками".
В 1911 г. он стал членом объединения "Мир искусства". Тесная дружба
связывала его с . Во
многом от сомовских "маркиз" отталкивался Судейкин в своих работах,
также воспроизводивших пасторальные сцены галантной эпохи.
"Пастораль" (1905), "Сад Арлекина", "Венеция" (обе 1907), "Северный
поэт" (1909), "Восточная сказка" (начало 1910-х) - характерны уже
сами названия картин Судейкина. Романтический сюжет нередко получал
у него наивную, примитивно-лубочную трактовку, содержал элементы
пародии, гротеска, театрализации.
Его натюрморты - "Саксонские фигурки" (1911),
"Цветы и фарфор" (начало 1910-х) и др. - при всей их близости к
натюрмортам
также напоминают театральное действо, сценическую площадку. Тема
театра не раз возникала в его живописи. Судейкин изображал балет и
кукольный театр, итальянскую комедию и русское масленичное гулянье
("Балетная пастораль", "Гулянье", обе 1906; "Карусель", 1910;
"Петрушка", 1915; серия лубков "Масленичные герои", середина 1910-х,
и др.).
Именно театрально-декорационное искусство
стало главным делом художника. Он сотрудничал со многими
театральными деятелями тех лет. Первым привлек его к оформлению
оперных спектаклей в московском театре "Эрмитаж" С. И. Мамонтов. В
1905 г. Судейкин совместно с Н. Н. Сапуновым оформил "Смерть Тентажиля" в постановке В. Э. Мейерхольда для Театра-студии на
Поварской; в 1906 г. - драму М. Метерлинка "Сестра Беатриса" в
Театре В. Ф. Ко-миссаржевской в Петербурге. В 1911 г. он работал над
балетными спектаклями Малого драматического театра в Петербурге и
комической оперой М. А. Кузмина "Забава дев", поставленной там же; в
1912 г. вместе с А. Я, Таировым - над пьесой "Изнанка жизни" X.
Бенавенте в петербургском Русском драматическом театре.
В 1913г. Судейкин участвовал в "Русских сезонах" в Париже, выполнив
декорации и костюмы к балетам "Красная маска" Н. Н. Черепнина и
"Трагедия Саломеи" Ф. Шмидта.
В 1910-х гг. Судейкин становится одной из
центральных фигур петербургской художественной жизни. Он оформляет
книги стихов своего друга поэта М. А. Кузмина - "Куранты любви"
(1910), "Осенние озера" (1912); участвует в постановках "Башенного
театра" в доме поэта В. И. Иванова; в 1910- 11 гг. помогает В. Э.
Мейерхольду организовать Дом интермедий, в 1911 г. расписывает стены
кабаре "Бродячая собака", в 1915-м создает декоративные панно для
театра-кабаре "Привал комедиантов".
В 1917 г. Судейкин переехал в Крым, а затем, в
1919-м, - в Тифлис, где он вместе с грузинскими художниками расписал
кабачок "Химериони".
В 1920 г. художник уехал в Париж. Главные работы Судейкина,
выполненные за границей, также принадлежат театральным подмосткам.
Художник сотрудничал с Н. Ф. Балиевым в его возрожденном на
французской земле кабаре "Летучая мышь", с "Русской оперой" М. Н.
Кузнецовой, с театром "Аполло"; для балетной труппы А. П.
Павловой оформил "Спящую красавицу" П. И. Чайковского и "Фею кукол"
И. Байера
Переезд в США в 1923 г. не изменил направленности
интересов Судейкина. Он много работал для нью-йоркской
"Метрополитен-опера", где оформил балеты И. Ф. Стравинского
"Петрушка" (1924), "Соловей" (1925), "Свадебка" (1929); оперы
"Садко" Н. А. Римского-Корсакова (1929), "Летучий голландец" Р.
Вагнера (1930) и др. Сотрудничал также с труппами Дж. Балан-чина и
М. М. Фокина, выполнил декорации к кинофильму "Воскресение" (по
роману Л. Н. Толстого) для Голливуда (1934-35). Последние годы жизни
тяжело больной художник провел в нужде. Его творческие силы были
исчерпаны.
|