Степанова Варвара Федоровна (1894-1958)
СТЕПАНОВА, ВАРВАРА ФЕДОРОВНА (1894–1958), русская художница, выдающийся
мастер русского авангарда первой половины 20 в. Р
одилась в Ковно (ныне
Каунас, Литва) 23 октября (5 ноября) 1894 в семье чиновника. С 1910
училась в Казанской художественной школе, где в 1914 познакомилась с
, своим будущим мужем и соратником по искусству. Не окончив
школы, уехала в Москву; в 1915–1917 работала бухгалтером и машинисткой
на фабрике, попутно занимаясь живописью в студии
.
Начало ее
самостоятельного пути в искусстве совпало с революцией. Жила в Москве.
В 1917–1919 увлекалась визуальной поэзией, слагая графические композиции
из «заумных» строк (рукописные книги Ртны Хомле, Зигра ар, Глоболкым).
В 1919 снабдила своими иллюстрациями книгу А.Е.Крученых Глы-Глы. С годами
вошла в число наиболее активных художников-«общественников» авангардного
толка. Служила в отделе ИЗО (Коллегия по делам изобразительных искусств)
Наркомпроса (1919–1922), сотрудничала с Институтом художественной культуры
(Инхук; 1920–1923), преподавала в студии Изо Академии коммунистического
воспитания имени Н.К.Крупской (1920–1925) и во Вхутемасе (Высшие художественно-технические
мастерские, 1924–1925). Постоянно занималась – как художница и художественный
редактор – масс-медийным дизайном: в журналах «Кинофот» (1922), «ЛЕФ»
и «Новый ЛЕФ» (1923–1927), «Советское кино», «Современная архитектура»,
«Смена», «Книга и революция» и др. (1926–1932), «Советская женщина»
(1945–1946). В 1933–1934 служила художественным редактором в Партиздате.
В 1930–1950-х годах оформила – часто в сотрудничестве с Родченко – много
агитационно-политических альбомов (Заветы Ленина женщинам всего мира,
Итоги первой пятилетки, Первая Конная, Советская авиация, Совхозы, 25
лет Казахской ССР, Московский метрополитен и др.).
Вольная футуристическая
«заумь» последовательно вытеснялась в ее творчестве строгим соцреалистическим
агитпропом, вытеснялась цензурно и автоцензурно. Наиболее же причудливо-игровым,
анархически-стихийным остался ранний творческий расцвет Степановой,
воплотившийся и в визуальной поэзии, и в серии графико-живописных композиций
Фигуры (1919–1920) – серии остро-ритмичной и как бы «танцующей», и в
рукодельных, не рассчитанных на массовый тираж плакатах и коллажах тех
лет.
Чуть позднее важным полем авангардного эксперимента явилась ее
сценография, сочетающая конструктивизм с гротескной поэтикой абсурда
(декорации и костюмы к пьесе Смерть Тарелкина А.В.Сухово-Кобылина в
театре В.Э.Мейерхольда, 1922). Степанова выступила также и как радикальный
новатор текстильного дизайна, исполнив 150 рисунков (для Первой ситценабивной
фабрики, 1924–1925), где незримо первенствует легкий и изящный образ
артиста, как бы излучающего в геометричных узорах свою творческую энергию.
В лучших своих теоретических выступлениях 1920-х годов отстаивала независимость
нового искусства, понимая его как «чудо», которое не может быть постигнуто
в узкоутилитарном, чисто функциональном смысле.
В поздний период ее
редакционная деятельность (в основном для издательства «Искусство»)
уже всецело доминировала над художественной.
Умерла Степанова в Москве
20 мая 1958.
|