Сомов Константин Андреевич
(1869-1939)
Отец художника, А. И. Сомов, много лет
состоял в должности хранителя коллекций Эрмитажа. Дом наполняли
картины и рисунки старых мастеров, которые долгое время со знанием
дела собирал хозяин. Искусством занимались здесь все. Мать К. А.
Сомова была хорошим музыкантом и развивала у своих детей интерес к
пению, театру, живописи. В одном из первых рисунков Сомова
изображены сестра и мать за мольбертами.
В 1889 г. Сомов поступил в
Академию Художеств, в стенах которой находился до 1897 г. За этот период произошло
преобразование старой педагогической системы АХ, и Сомов оказался
зачисленным в мастерскую .
Здесь он создал две свои
картины: "Дама у пруда" и "Людмила в саду Черномора". В них
проявился интерес к ретроспективизму, элегичность, изысканность -
то, что впоследствии определяло манеру художника.
В 1897 г., не
окончив полного курса АХ, Сомов отправился в Париж, где занимался в
частной студии Ф. Коларосси и изучал памятники искусства.
Одновременно с ним в Париже учились и работали
,
,
и другие "мирискусники".
Особенно
сблизился Сомов с Бенуа, который написал о нем первую статью,
появившуюся в журнале "Мир искусства" за 1898 г. В этой статье
художественный критик подчеркивал влияние на творчество Сомова
немецкой графики (О. Бердслей, Ш. Кондер, Т. Гейне), а также
воздействие французской живописи XVIII в. (А. Ватто, Н. де Ларжильер),
"малых голландцев" и русской живописи первой половины XIX в.
Вернувшись в Россию, Сомов отдал дань портретному жанру. Им были
созданы портреты отца (1897), Н. Ф. Обер (1896), А. Н. Бенуа (1896)
и А. П. Остроумовой (1901). Вершиной творчества в этот период стал
портрет художницы Е. М. Мартыновой ("Дама в голубом", 1897-1900),
изображенной на фоне пейзажа с флейтистами. Утонченность и
надломленность, одухотворенность и поэтичность образа полностью
соответствовали эстетическому кредо "мирискусников", воплощая
гармонию мечты и реальности. Особое место занимают графические
портреты Сомова. Выполненные карандашом с подцветкой акварелью,
гуашью, цветными карандашами или белилами, они отличаются виртуозной
техникой, лаконизмом композиции и тонкостью колористического
решения. Таковы портреты поэтов В. И. Иванова (1906), А. А. Блока
(1907), М. А. Кузмина (1909), художников Е. Е. Лансере (1907), М. В.
Добужинского (1910) и др.
Помимо портретной графики Сомов работал и
в области книжной иллюстрации. В начале XX в. художники "Мира
искусства", среди которых был и Сомов, возродили после долгого
забвения этот вид искусства. Оформление книги, все ее элементы -
шрифт, формат, обрез, обложка, заставки и виньетки - должны были
составлять единое целое.
|