Соломаткин Леонид Иванович
(1837-1883)
Родился Л. И. Соломаткин в бедной крестьянской
семье. Рано потеряв родителей, жил у чужих людей, терпел попреки и
унижения. С тринадцати лет начал работать - был и погонщиком, и
подпаском, и чумаком (торговцем-перевозчиком). Исколесив половину
России, он наблюдал и разорение деревень, и нищету в городах, и
бесчеловечность людских отношений. Все это отразилось потом в его
творчестве. Юноша много рисовал, делая наброски с уличных
канатоходцев, акробатов, шарманщиков с голодными и замерзшими
обезьянками, нищих и бродяг.
Когда Соломаткин случайно услышал о существовании
в Москве художественного училища, в которое принимали людей всех
сословий - был бы талант, - он тотчас же отправился в старую
столицу. Здесь, взяв под мышку свои рисунки, пошел он на квартиру Н.
А. Рамазанова, известного покровительством молодым дарованиям.
Увидев талантливые работы юноши и проникшись сочувствием к его
бедственному положению, Рамазанов приютил Соломаткина у себя дома.
В МУЖВ-МУЖВЗ будущий художник поступил в 1855 г.
и проучился там пять лет. За это время он приобрел профессиональные
навыки, пользуясь уроками А. Н. Мокрицкого.
В 1861 г. Соломаткин отправился в Петербург, где
поступил вольноприходящим учеником в АХ. Однако занимался он
недолго, хотя и представил на академическую выставку 1861 г. картину
"Охотник", а в 1862 г. за работу "Именины дьячка" получил малую
серебряную медаль.
Наиболее удачной оказалась написанная им в 1864
г. картина "Славильщики-городовые". Жанровая сценка, изображающая
показную набожность городовых, пришедших в дом замоскворецкого купца
"славить Христа" и получить чаевые, передана художником с юмором.
Резкий рисунок композиции сочетается с удивительно теплым,
насыщенным колоритом, напоминающим пеструю раскраску народных
картинок (это характерно для большинства работ Соломаткина). Картина
была удостоена большой серебряной медали и неоднократно повторена
автором.
Однако успех не сделал Соломаткина счастливым. Он
постоянно нуждался, жил впроголодь, ютился в ночлежках и все с
большей неохотой ходил в академические классы, которые и вовсе
оставил в 1866 г., получив звание художника третьей степени. В
произведениях "У питейного дома" (1867), "Постоялый двор" (1870),
"Пирушка", "За пенсией" (оба 1878) и других художник изобразил мир
бедняков и бездомных, доведенных до отчаяния и лишенных надежды. Сам
прожив всю жизнь в нужде, он хорошо понимал своих собратьев. Этот
чуткий художник, продолживший в русской живописи традиции
, окончил свои
дни в больнице для бедных.
|