Скородумов Гаврила Иванович
(1755-1792)
Г. И. Скородумов пользовался известностью у
современников как виртуозный гравер и мастер миниатюрных портретов.
С его именем связано появление в России цветной гравюры, выполненной
в сложной технике пунктиром, которая, правда, в дальнейшем не имела
широкого распространения.
Скородумов происходил из семьи потомственных
художников. Профессиональное образование он получил в Петербургской
АХ, куда был определен своим отцом в 1764 г. Искусству гравирования
обучался под руководством Н. Я. Колпакова и Г. Ф. Сребреницкого.
Ко времени выпуска из АХ Скородумов блестяще
освоил технику резцовой гравюры на меди, о чем свидетельствуют его
гравюры "Каин" (1771) с картины и "Лот с дочерьми" (1772) с картины Л.-Ж.-Ф.
Лагрене.
Удостоенный за свои труды большой золотой медали,
которая давала право на пенсионерскую поездку, Скородумов уезжает в
Англию. Нетрадиционное местопребывание пенсионеров, каким в ту пору
являлась Англия, было выбрано не случайно. В Лондоне жил Ф.
Бартолоцци, знаменитый на всю Европу мастер вошедшей в моду цветной
гравюры пунктиром. Став его учеником, Скородумов быстро освоил новую
технику.
В Лондоне он работает главным образом с
живописных оригиналов немецкой художницы А. Кауфман. Ее изящные,
часто вписанные в круг композиции из танцующих или грустящих женских
фигур в античных одеждах как нельзя лучше отвечали вкусам своего
времени. Первым среди русских граверов Скородумов начал печатать с
них цветные оттиски, всякий раз добиваясь удивительно гармоничного
сочетания приглушенных пастельных тонов.
В период своего пребывания за границей художник
выполнил около 20 точно датированных гравюр пунктиром и большую
резцовую гравюру "Сусанна и старцы" с оригинала К. Ванлоо. Русский
художник довольно скоро стал известен в Лондоне. Торговцы гравюрами
не обходили его заказами. Знатные соотечественники и иностранцы
нередко заглядывали в его мастерскую. Так поступила и
путешествовавшая тогда по Европе с детьми Е. Р. Дашкова. Ее портрет
Скородумов запечатлел в гравюре.
Позднее он вошел в альбом, поднесенный
Скородумовым в 1779 г. Екатерине II. Альбом составляли более 30
великолепных оттисков работы художника, отпечатанных в
красновато-коричневых тонах. Русская императрица, знавшая толк в
искусстве и специально собиравшая гравюры, не могла не оценить
мастерства Скородумова. В 1782 г. она предложила художнику
возвратиться на родину, с тем чтобы занять место "гравера кабинета"
и смотрителя гравюр при Эрмитаже с весьма значительным для тех лет
денежным вознаграждением - 1200 рублей в год. Скородумов согласился.
Однако столь удачно начавшиеся его отношения с
императрицей в дальнейшем не сложились. И хотя в 1785 г. АХ избирает
Скородумова академиком гравирования, к преподаванию он привлечен не
был и учеников не имел. Скородумов попал в полную зависимость от
своей покровительницы, что очень тяготило свободолюбивого художника.
Несмотря на это, он продолжал много работать:
гравировал большой лист "Смерть Потемкина" (по рисунку М. М. Иванова
с картины Ф. Казановы), задумал награвировать жанровую серию с
видами Невы из 9 листов, писал портреты маслом, акварелью, рисовал
пастелью и пером. Особенно хороши миниатюрные изображения В. И.
Майкова, А. И. Мусина-Пушкина и других - строгие, выразительные,
глубокие по характеристикам. Настоящими шедеврами могут считаться
"Портрет отца" (И. Скородумова) и два автопортрета. Один из них -
интимный, обостренно-психологический, рисованный пером; другой -
репрезентативный, в рост, выполненный в сложной технике - акварелью,
подцвеченной белилами и гуашью, тронутый тушью. Они словно
показывают двух разных Скородумовых: бесстрастного и любезного,
каким художник являлся на людях, и желчного, глубоко страдающего,
каким он ощущал себя в действительности. В России его дарование не
было оценено по достоинству. Талант художника медленно угасал в
забвении и нищете. Умер он от холеры.
|