Саврасов Алексей Кондратьевич
(1830-1897)
Алексей Николаевич Саврасов — художник,
выдающийся пейзажист, основоположник символистского “пейзажа
настроения” в русской живописи.
Родился в Москве 12 мая 1830 в семье мелкого
купца. Подростком писал пейзажные картинки на продажу. В 1844
поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1848
году начались занятия Саврасова пейзажной живописью под руководством
талантливого педагога и замечательного человека по-отечески
заботившегося о своих учениках — К. И. Рабуса. Его уроки не только
будили мысль, но и профессионально подготавливали молодых художников
к самостоятельным поискам.
В картинах и рисунках пятидесятых годов мы
встречаем попытки преодоления академических традиций и
самостоятельного решения художественного замысла. Среди картин этого
периода одними из самых ранних являются два натурных этюда — “Камень
в лесу у “Разлива” и “Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя
женскими фигурами” (оба 1850 год). Более зрелой и мастерски
исполненной стала картина “Вид на Кремль от Крымского моста в
ненастную погоду” (1851 год). Этот пейзаж принес художнику первое
признание и сделал его знаменитым.
Первый успех ободрил начинающего
художника, что позволило ему в 1855 году создать сложный по
композиции и художественной задаче пейзаж “Вид в селе Кунцеве под
Москвой”, а в 1858 году “Вид в окрестностях Москвы при закате
солнца”. И в той и в другой картине Саврасов пытается передать
прежде всего сложный мир жизни природы, а не только открывающийся
взору вид. В подмосковных пейзажах пятидесятых годов в полной мере
проявилась характерная черта, свойственная всему творчеству
Саврасова в целом — это склонность к возвышенному восприятию
природы. Именно эта романтическая черта присутствует в таких
работах, как “Старые сосны” (1854), “Сосны (из Гусарева)” (1850-е
годы), “Старый дуб у обрыва над рекой” (1857). Исполнены они с
исключительным графическим мастерством, хотя и различны по приемам,
прослеживается здесь и постепенное усложнение художественных задач.
В целом раннее творчество Саврасова (“Вид на Кремль от Крымского
моста в ненастную погоду”, 1851; “Вид в окрестностях Ораниенбаума”,
1854) пребывает целиком в рамках романтизма, с его любовью к сильным
эффектам атмосферической жизни, к резким “кулисным” контрастам
переднего и заднего планов. Постепенно художник приходит к более
спокойным, гармонически-ясным по композиции и колориту решениям,
например (“Пейзаж с рекой и рыбаком”, 1859). Первоочередное значение
в его образах получает влажная почва, прописанная с тонким
пониманием ее фактуры, и световоздушная среда, органично
объединяющая пространственные планы (“Лосиный остров в Сокольниках”,
1869; “Лунная ночь. Болото”, 1870). Изначально свойственная
Саврасову “виньеточная” манера рисунка, сразу выделяющая главные,
наиболее запоминающиеся свойства натурного мотива, перерастает в
высокое мастерство поэтических обобщений-символов.
В развитии творчества Саврасова этого периода
важную роль играла не только работа над подмосковными пейзажами.
Значительную помощь в становлении художника оказала поездка на
Украину. Результатом этой поездки стали работы “Степь днем”,
“Рассвет в степи”, “Вид Киева”, датированные 1852-м годом. В этих
работах художник стремился передать свои чувства и впечатления от
степных просторов и показать характер и особенности украинской
природы.
В 1857 году Саврасов становится руководителем
пейзажного класса в московском Училище. С этого времени начинается
двадцатипятилетний период его плодотворной педагогической
деятельности. Среди его учеников были
и
.
Удивительно точно сказал о своем учителе И. И. Левитан: “Саврасов
старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные,
глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно
чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на
душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная
любовь к своей родной земле”.
Написанный в это время “Пейзаж с рекой и рыбаком”
(1859) наглядно демонстрирует его достижения. Повседневное и
поэтическое органично сливаются здесь воедино так, как это
происходит в реальной жизни. Светлая ясность и простота созданного
образа, спокойствие и небросская красота изображенной природы
определяют основную концепцию данного произведения.
В некоторых известных работах шестидесятых годов
нетрудно уловить приметы происходивших в его творчестве перемен к
раскрытию сюжета, новое появляется и в выборе мотивов и в способах
их воспроизведения. Лучшими примерами того являются три пейзажа,
написанные Саврасовым в 1861 году — “Вид на Москву от Мазилова”,
“Пейзаж с мельницей” и “Вечерний пейзаж”. Увлеченный сложностью и
красотой передаваемого момента, Саврасов по-новому использует
доступные ему приемы живописи. Ему удается гармонично слить воедино
конкретность и обобщение, реальную сиюминутную красоту природы и ее
переходное состояние.
Большую роль в развитии творческого гения
художника сыграла поездка в Англию в 1862 году. Там он смог
познакомиться с европейским искусством и, в частности, с передовой
пейзажной живописью Англии, мало известной в России. Имея к тому
времени десятилетний опыт самостоятельной работы, художник был уже
внутренне подготовлен к восприятию опыта зарубежного искусства. “Ни
одна в мире академия не могла бы так развить взгляд художника, как
настоящая выставка в Лондоне”, — писал Саврасов в одном из писем.
Из всего, что увидел Саврасов в Англии, самым
значительным было знакомство с английским пейзажным искусством. Сам
художник в первую очередь отмечает глубину мысли, строгую
наблюдательность и местный характер колорита и рисунка.
Очевидно, что знакомство с английским пейзажем не
могло привести к прямому подражанию в творчестве Саврасова
семидесятых годов, но, по собственному признанию художника, он сумел
извлечь пользу из впечатлений от поездки. После Англии художник
отправляется в Швейцарию для знакомства с горными пейзажами. Но если
Англия познакомила его с миром искусства, то Швейцария представила
ему замечательные виды и открыла художнику путь для эмоционального
ее восприятия и собственного творчества.
|