Савицкий Константин Аполлонович
(1844-1905)
Типичный представитель передвижничества,
замечательный мастер жанровой живописи К. А. Савицкий был
разночинцем по происхождению.
Учился в АХ (1862-73) вместе с
, дружба с
которым, а также сближение с , М. М. Антокольским,
, В. В.
Стасовым предопределили во многом идеалы и творческие стремления
художника.
Уже в годы ученичества он связал свою
деятельность с ТПХВ, стал его экспонентом. За это академическое
начальство отчислило Савицкого перед самым конкурсом на большую
золотую медаль, что лишило молодого художника академического
пенсионерства и поставило в трудное материальное положение.
Лето 1873 г. Савицкий вместе с
проводит на станции Козловка-Засека под Тулой, где
"возгорается" замыслом картины "Ремонтные работы на железной дороге"
(1874) - первого и одного из наиболее значительных своих
произведений. Вслед за , написавшим за год до того
"Бурлаков", Савицкий в картине отражает не отдельный, пусть даже
значимый, факт, а целое явление современной ему жизни, сохраняя
естественность и непреднамеренность жизненной сцены. Главным героем
монументального полотна становится крестьянство.
В сложной, но мастерски построенной композиции,
где представлено огромное количество людей, движущихся в различных
направлениях, Савицкому удалось прекрасно передать ритм и
напряженность тяжелейшего труда крестьян, ставших
рабочими-поденщиками на строительстве железной дороги. Здесь впервые
с небывалой силой проявилось то "хоровое начало" (В. В. Стасов),
которое будет свойственно творчеству художника и позднее. Двое
персонажей первого плана (мужчины с гружеными тачками) намеренно
выделены среди остальных, в них подчеркнуты сила, упорство,
решительность. Колорит картины строится на тональном единстве серых,
желтых, сине-серых, коричневых красок.
Показанная на III передвижной выставке, эта
картина сделала имя автора широко известным и получила положительную
оценку в среде художников и в прессе. П. М. Третьяков приобрел ее
для своей галереи. После продажи картины молодой художник смог
выехать во Францию, где уже жили его друзья - пенсионеры АХ
и
. Вместе с ними
Савицкий изучал опыт французских живописцев, работал над проблемой
пленэра.
В созданных им во Франции картинах - "Море в
Нормандии (Рыбак в беде)" (1875), "Путешественники в Оверни" (1876)
- он в основном сосредоточился на передаче световоздушной среды.
Последняя многофигурная композиция интересна как развернутая
жанровая сцена, где с большой наблюдательностью переданы различные
социальные типы.
|