Сарьян Мартирос Сергеевич (1880-1972)
Живописец, график, крупнейший мастер армянской живописи XX в., творчески
продолживший традиции символизма.
Родился в Нахичевани-на-Дону (ныне
- в составе Ростова-на-Дону) 16 (28) февраля 1880. Учился в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества. С 1902 года ученик
и . Участник выставок объединений "Голубая роза", "Мир
искусства", "Союз русских художников", "Четыре искусства".
В 1910, 1911
и 1913 посетил Константинополь, Египет и Иран, в 1926-1928 - Париж.
До октябрьского переворота 1917 жил преимущественно в Тифлисе и Москве,
с 1921 обосновался в Ереване.
Примкнул к символизму еще в студенческие
годы. Значительная часть его композиций 1910-х годов сложилась в серию
"Сказки и сны". Часто работал цветной тушью, акварелью, гуашью и темперой,
создавая ирреальные и зыбкие красочные феерии. На изобразительную манеру
Сарьяна оказало влияние творчество П. Гогена и А. Матисса, проявившееся
в ярком локальном цвете его полотен и обостренном линейном ритме. Впечатления
Средиземноморья и Востока слагаются - отчасти под воздействием французского
фовизма - в более плотные цветовые гаммы и четкие силуэты, теснее связанные
с конкретной натурой, однако мастер сохраняет верность поэтике легенды
и притчи.
После октябрьской революции 1917, с переездом на историческую
родину, эти красочные легенды обретают подчеркнуто национально-романтичный
характер: "сны о Востоке" превращаются в "сны об Армении". Своеобразным
манифестом этого обращения к Закавказью как главному источнику вдохновения
стали эскизы занавеса для Драматического театра в Ереване и композиционно
связанное с ними красочное панно "Армения" - с величавой и в то же время
символически-условной панорамой гор, залитых ярким солнцем.
В 1926-1928
годах Сарьян жил в Париже и в этот период испытал очевидное влияние
французского импрессионизма. В 1930-е годы писал, в основном, портреты
и яркие, праздничные по колориту натюрморты.
В 1940-60 годах Сарьян
пережил новое увлечение пейзажем. Художник работал также в области книжной
графики и театрально-декоративного искусства.
В поздние годы мастер
(удостоенный в 1965 звания Героя Социалистического Труда) сохранил живую
энергию художественного поиска: он как бы вновь вернулся к впечатлениям
юности, создав в 1960-е годы цикл "сказочных" пейзажей с фольклорно-мифологическими
мотивами (музей Сарьяна). Будучи человеком-легендой, олицетворяющим
"серебряный век", он неизменно притягивал к себе молодежь.
Умер Сарьян
в Ереване 5 мая 1972.
|