Самохвалов Александр Николаевич
(1894-1971)
"Я художник, живущий взволнованной эмоциональной
жизнью, современностью" - так сформулировал свое творческое кредо А.
Н. Самохвалов в биографической повести "Мой творческий путь". И
действительно, современный художнику мир, строительство новой жизни,
нового быта, миропознание сей минуты завораживали художника,
стремящегося отразить свои впечатления.
Родился Самохвалов на тверской земле, где и
провел детские годы. Он рано пристрастился к рисованию, под
руководством школьного учителя писал этюды на природе.
В 1914 г. поступил на архитектурное отделение Высшего
художественного училища при АХ. Постигая премудрости профессии
архитектора, увлекся живописью, цветом.
В 1918 г. вынужден был прервать занятия и уехал в родной Бежецк, где
участвовал в оформлении массовых празднеств, посвященных Октябрьской
революции.
После возвращения в 1919 г. в Петроград
Самохвалов поступает на живописный факультет ГСХМ, в мастерскую
. Пространственная система построения картины,
разработанная Петровым-Водкиным, поиски соотношения цвета и формы
увлекли начинающего художника. Выражение своего видения, ощущения
динамики времени стало непреложным спутником Самохвалова.
Путешествие в 1921 г. в Самарканд и работу в
экспедиции Института истории материальной культуры, в состав которой
входил и ,
формирующийся художник переживал как перелом в своем мировоззрении и
творчестве. Действительно, в работах самаркандского периода, а также
выполненных по возвращении, можно видеть уже руку взрослого,
самостоятельно мыслящего человека, вполне сложившегося художника ("Шахи-Зинда",
"У источника. Самарканд", "Продавец воды", "Бессонница", "Афрасиаб",
все 1921).
Столь же сильное впечатление произвело на
Самохвалова участие в работах по реставрации Георгиевского собора в
Старой Ладоге (1926), где он был пленен древнерусской фресковой
живописью. Принимая практически безоговорочно строительство
социалистического общества, Самохвалов активно включается в художественную
жизнь государства, максимально сближая свои творческие задачи,
открытия и откровения с "гущей народной". Именно ему принадлежит
программное произведение советского искусства 1930-х гг. - "Девушка
в футболке" (1932). В этом произведении воплотилось стремление
художника к созданию образа современника, формировавшегося новым
обществом "в труде, в подвиге", "в торжестве достигнутого",
выразилось понимание своих живописных задач, реализовалось
фресково-монументальное ощущение действительности. Можно восхищаться
умением художника не польстить ни эпохе, ни натуре, умением выявить то главное, что позволяло современникам
восторгаться созданным образом "духа времени", а нам, потомкам,
видеть этот холодный, колючий взгляд не девушки, а строителя
социалистического общества, жесткого и целеустремленного, чуждого
всему человеческому.
|