Садовников Василий Семенович
(1800-1879)
Имя В. С. Садовникова занимает одно из
центральных мест в ряду художников, посвятивших свои работы
изображению Санкт-Петербурга.
Он прожил долгую жизнь. И если ранние его
акварели и литографии запечатлели русскую столицу времен А. С.
Пушкина, Н. В. Гоголя, то на поздних предстает Петербург Ф. М.
Достоевского, Н. Г. Помяловского.
Самая знаменитая работа художника, "Панорама
Невского проспекта" (1830-е), известная в истории искусства как
"Панорама Садовникова", первоначально было выполнена в акварели
почти 16-метровой длины, затем переведена на литографский камень и
выпущена издателем А. М. Прево. Правую (теневую) сторону Невского
литографировал в 1830 г. И. А. Иванов, левую (солнечную) - П. Иванов
в 1835 г.
Точность, с которой Садовников запечатлел главную
улицу столицы, вызывала восхищение современников, считавших, что
художник создал "самый похожий портрет... красавца Невского
проспекта". В этой зрелой работе Садовникова проявились главные
особенности его творчества. Точность, можно сказать,
документальность в изображении городского пейзажа не лишает его виды
поэтического настроения. Петербург в передаче Садовникова - живой
город, населенный множеством людей разных сословий. Поэтому правы
те, кто считает художника в равной степени видописцем и жанристом.
Жизнь столичного города художник наблюдал с
детства. Крепостной княгини Н. П. Голицыной, послужившей Пушкину
прообразом старой графини в "Пиковой даме", Садовников в числе
домашней челяди жил в ее петербургском доме. Вольную он получил лишь
в начале 1830-х гг., после смерти княгини.
В то время тридцативосьмилетний Садовников был уже известным
художником. Способности к рисованию у Садовникова проявились рано.
По-видимому, определенное влияние оказал на него старший брат Петр,
будущий академик архитектуры, мальчиком отданный в обучение к А. Н.
Воронихину, известному архитектору и академику перспективной
живописи.
Огромное значение для Садовникова имело его
участие в 1823-27 гг. в раскрашивании литографированных видов
Петербурга и окрестностей, издаваемых ОПХ. Благодаря этому обществу,
оказывавшему поддержку многим талантливым крепостным, Садовников
познакомился с художниками и литографами, которые в дальнейшем
сыграли немаловажную роль в его судьбе. Так,
в 1830-х гг.
литографировал многие оригиналы Садовникова, живописец
, руководивший
совместно с
работами по раскрашиванию литографий в ОПХ, в 1837 г. возглавлял в
АХ перспективный класс для вольноприходящих, - именно в это время
Садовников готовил свою программную работу на звание художника.
Садовников был неплохим жанристом и мастером
изображения интерьеров. Кроме того, он много путешествовал по
России: бывал в Москве, Ревеле, Вильно, Гельсингфорсе, Новгороде и
Тамбове. Последний известный ныне лист Садовникова, изображающий
интерьер крестьянской избы, датирован 1873 г. и имеет надпись:
"Тамбов".
Наследие Садовникова насчитывает несколько сотен
листов. Среди них не только законченные композиции, но и множество
подготовительных рисунков, а также натурные зарисовки с такими,
например, пометками художника: "День был ясный, солнечный". На
протяжении десятилетий творческая манера Садовникова менялась. В
1840-х гг. им написаны самые удачные акварели. Для них характерны
ювелирная проработка деталей и тонкое, гармоничное цветовое решение.
К концу 1850-х гг. Садовников уже работал иначе: рисунок его стал
свободнее, смелее, цвет - активнее. Отдельные листы отличаются
излишне открытым цветом, почти пестротой.
Вместе с тем мастерство художника заметно
выросло. Некоторый упадок наблюдается лишь в 1860-х гг., но
Садовников тем не менее продолжал активно работать. Так, в 1862 г.
он выполнил панораму Петербурга с Пулковских высот для конкурсного
альбома акварелей к 100-летнему юбилею АХ. Скончался художник в
почтенном возрасте и был похоронен в Петербурге на Митрофаньевском
кладбище.
|