Рябушкин Андрей Петрович
(1861-1904)
Хрупкий и болезненный, "словно носящий в себе
какую-то тайну", "человек большого таланта и больших, скрытых
страстей" (),
А. П. Рябушкин создал картины, в которых в поэтической форме и со
свойственным ему природным чувством декоративности представил быт
Древней Руси.
Родился Рябушкин в семье крестьянина-иконописца.
Четырнадцати лет остался сиротой. Художественные и музыкальные
способности его проявились очень рано. Благодаря счастливому случаю,
он оказался в МУЖВЗ (1875-82). После смерти своего учителя,
, Рябушкин
продолжил обучение в Петербургской АХ (1882-90).
Работы его неизменно отмечались наградами, однако
за дипломную картину "Снятие с креста" (1890) Рябушкин не получил
большой золотой медали по той причине, что отступил от первоначально
утвержденного Советом АХ эскиза. Расстроенный художник уже
намеревался разрезать огромный (129 см) холст на части и
использовать для других работ, но тут его мастерскую посетил П. М.
Третьяков и купил картину. Президент АХ великий князь Владимир
Александрович счел нужным предоставить Рябушкину из своих личных
средств сумму, полагающуюся золотым медалистам на заграничную
поездку, правда, сроком не на три, а на два года.
И Рябушкин отправился по старым городам России.
Он побывал в Новгороде, заново объездил Москву и Подмосковье, затем
посмотрел Киев, Тулу, Орел, Рязань, Углич, Ярославль, Ростов,
Кострому, Нижний Новгород. Везде он пишет этюды церквей, копирует
фрагменты древних фресок, зарисовывает орнаменты. Изучает в музеях
старинные ткани, предметы быта, костюмы, оружие. С увлечением читает
литературу по истории Руси, летописи, народные сказания. Все это
интересует его давно: еще с 1880-х гг. вынужденный все время
подрабатывать студент Рябушкин постоянно публикует в разных
иллюстрированных журналах композиции на темы из истории Древней
Руси, а также бытовые зарисовки из жизни современной русской деревни
(журнальной и книжной графикой он будет заниматься и дальше). Нужно
признать, что серьезное изучение исторических реалий не повлекло за
собой стилизации. История у Рябушкина оставляет впечатление живой
жизни. Этим редким даром он напоминает
.
Художник поселяется под Петербургом, недалеко от
станции Любань, в имении Приволье своего друга И. Ф. Тюменева. Здесь
в специально для него построенном доме с мастерской он начинает
самостоятельный путь с двух вариантов жанровой картины "Ожидание
новобрачных от венца в Новгородской губернии" (1891) и исторической
композиции "Потешные в кружале" (1892; изображены солдаты потешных
полков Петра 1 и стрельцы в кабаке). Живопись этих полотен еще
по-передвижнически темная. Но появляется новое - отсутствие
развернутого действия. Драматические столкновения не по сердцу
Рябушкину. Так будет и в дальнейшем. Эти произведения были приняты
на выставки передвижников.
Но следующую картину, в которой художник наконец
нашел себя, - яркое, красочное "Сидение царя Михаила Федоровича с
боярами в его государевой комнате" (1893) - передвижники взять
отказались. Почему? Слишком непривычна. Опять нет действия, вернее,
все действие заключается в бездействии - в "думании" о
государственных делах, изображенном весьма иронично. Предметы
обстановки оказываются здесь важнее людей, почти заснувших от скуки.
Рябушкин с наслаждением изображает жизнерадостное узорочье расписных
стен и потолка, богатых парчовых одежд, изразцовой печки, витой
люстры, изукрашенного вставками из драгоценных каменьев трона.
|