Рылов Аркадий Александрович
(1870-1939)
В историю русской живописи А. А. Рылов вошел
прежде всего как автор двух прославленных пейзажей - "Зеленый шум" и
"В голубом просторе", хотя наследие оставил большое и очень высокого
художественного уровня.
Родился Рылов в пути, когда родители его
ехали в Вятку. Этому городу, где будущий художник вырос, окружающей
природе, своему детству Рылов посвятил прекрасные страницы
воспоминаний.
В 1888 г. он приехал в Петербург и по совету
родственников поступил в ЦУТР. Параллельно занимался в Рисовальной
школе при ОПХ. В разгар упорных трудов Рылова неожиданно призвали в
армию. Отслужив положенный срок, он вернулся в Петербург.
В 1893 г. Рылов поступил в АХ, а еще через год
его пригласил к себе в мастерскую , обучение у которого давно было заветной мечтой
молодого художника. Рылова в полном смысле слова можно считать
учеником и последователем Куинджи. Они удивительно близки по
характеру художественного дарования. Рылов навсегда сохранил
привязанность к романтически приподнятым и обобщающим, целостным
образам, эффектам освещения, декоративному пониманию цвета, но при
этом точно следовал завету учителя как можно больше работать на
натуре. "Куинджиевской" - романтической, динамичной, с полыханием
ночного пожара - была дипломная картина Рылова "Набежали злы
татаровья" (1897). Сам художник досадовал потом: почему он обратился
к такому "трескучему" сюжету и не взял "скромный русский пейзаж,
знакомую природу"?
К началу 1900-х гг. мастерство Рылова достигло
зрелости. В 1904 г. появился "Зеленый шум". Над картиной художник
работал два года, писал ее в мастерской, используя опыт наблюдения
натуры и массу этюдов, сделанных в окрестностях Вятки и Петербурга.
Современников поразило молодое, радостное чувство, которым пронизан
пейзаж. Это образ вечно торжествующей, вечно меняющейся жизни, когда
один момент быстро сменяет другой и все они равно прекрасны. Колорит
строится на сочетании насыщенных цветовых отношений. Динамично
пространственное решение - это противопоставление сильно
приближенного переднего плана и открывающейся за ним необозримой
дали.
То же радостное чувство и аналогичное
пространственное построение - в картине "В голубом просторе" (1918).
Изображено весеннее ветреное утро над волнующимся морем, потоки
золотистых лучей восходящего солнца, летящие на родину белые лебеди,
земля с остатками сходящего снега и легкое парусное судно,
устремленное навстречу солнечным лучам. Этот полный веры в жизненные
силы образ позже был использован в идеологических целях.
Картину объявили первым советским пейзажем, а
Рылова - основоположником советской пейзажной живописи. Но были у
него пейзажи и с иным настроением - например, "Глушь" (1920). Болото
с черной водой заполняет весь первый план, а за ним - мрачный,
тревожный лес. Правда, жизнеутверждающих произведений у художника
намного больше: "Жаркий день", "Полевая рябинка", "Островок" (все
1922), "Березовая роща" (1923), "Старые ели у реки" (1925), "Лесная
река" (1928), "Домик с красной крышей" (1933), "В зеленых берегах"
(1938) и др.
Рылов обладал еще одним редким даром -
педагогическим. До революции он вел "класс рисования животных" в
Рисовальной школе при ОПХ, а после 1917 г. преподавал в АХ. Его
советы и указания ценили не только ученики, но и маститые художники.
Столь же ценили его редкую душевную чистоту и любовь к людям. Он
вообще любил весь живой мир, и этот мир платил ему тем же. Его
любили птицы и звери, и проявления такой любви и доверия вызывали
удивление окружающих. В своей мастерской он устроил уголок леса. Тут
без клетки жили птицы - зарянки, крапивники, корольки, поползни,
чайка, кулик-бекас... Он их покупал на рынке или где-нибудь
подбирал, больных и ослабевших, выхаживал, выкармливал, а по весне
отпускал на волю. Здесь же было два муравейника. У Рылова жили еще
зайцы, белки, мартышка Манька и другие животные. Не боялись его и
многие пугливые звери и птицы, без страха приходили и прилетали в
его летнюю лесную мастерскую. "Рыловых природой отпускается очень,
очень скупо", - писал друг художника М. В. Нестеров после печального
известия о его смерти.
|