Рерих Николай Константинович
(1874-1947)
Русский живописец и археолог, писатель и философ, путешественник
и общественный деятель Николай Константинович Рерих был одной из самых
ярких фигур русского символизма и модерна, человеком-легендой. Он родился
9 октября 1874 в Петербурге, в семье нотариуса. Его предками со стороны
отца, Константина Федоровича, были представители древнего шведского
рода, поселившиеся на прибалтийских землях при Екатерине II. Мать художника,
Мария Васильевна (в девичестве Калашникова), происходила из псковского
купеческого рода.
Сама атмосфера в родительском доме, в котором бывали
химик Д. И. Менделеев, востоковед К. Ф. Голстунский, историк Н. И. Костомаров,
известный живописец и график М. О. Микшеин, была пронизана художественными
и научными интересами, что, безусловно, оказало огромное влияние на
развитие личности молодого человека.
Окончательно стать художником Рерих решил еще учась
в гимназии К. И. Мая. Первым его учителем рисования был М. О. Микшеин.
После окончания гимназии Рерих учился на юридическом
факультете Санкт-Петербургского университета, слушал лекции на историко-филологическом
факультете и, несмотря на недовольство отца, посещал классы Академии
художеств (1893 — 97). Учителем Николая Константиновича в Академии Художеств
был , сыгравший огромную роль в жизни Рериха. “Мощный Куинджи
был не только великим художником, но так же был великим учителем жизни”
— вспоминал Рерих. Он считал художественному содержанию образа должны
быть подчинены и композиция картины и техника исполнения.
Рерих с детских лет интересовался археологией. В
студенческие годы он стал членом Российского Археологического общества
и ежегодно выступал на его собраниях с отчетами о проведенных им раскопках.
В 1899 — 1904 гг. он занимался изучением славянских и угро-финских древностей.
Художник уже в это время мечтал о возрождении монументальной живописи
— он хотел написать “Начало Руси”, подробно толкующее об этой эпохе.
Темы из древнерусской жизни предстают в его картинах в виде красочных
символов-обобщений: “Укушуйник”, “Пскович”, “Иван-царевич наезжает на
убогую избушку” (1894), “Гонец. Восста род на род” (1897). “Город строят”
(1902) и др. Истоки художественного метода Рериха — в неразрывной связи
с природой. Соединив археологию с искусством, Рерих написал цикл архитектурно-исторических
пейзажей Пскова, Ростова Великого, Изборска и других старинных русских
городов.
В 1895 году Рерих знакомиться с музыкальным и художественным
критиком, специалистом в области древней культуры стран Востока В. В.
Стасовым, личность которого оказала огромное влияние на творчество Рериха.
Знакомство со Стасовым укрепило возрастающий интерес молодого художника
к Востоку. У Стасова Рерих знакомиться с кумиром молодежи того времени,
философом В. С. Соловьевым, мировоззрение которого было пронизано идеей
нравственного самоусовершенствования, провозглашенной Л. Н. Толстым,
и было близко художнику.
В 1898 году Рерих окончил университет и поступил
на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея
и помощником редактора нового журнала “Художественная промышленность”,
в котором он публиковал свои статьи о задачах творчества.
В 1900 — 1901 гг. Рерих совершенствовался в живописи
в студии исторического живописца академического направления Фернана
Кормона в Париже. Кормону очень нравились русские эскизы Рериха и он
поддержал молодого художника в его стремлениях в искусстве.
Рерих считал своим духовным учителем известного французского
художника-монументалиста Пюви де Шавана, который оказал большое влияние
на стилистическую манеру художника. Одной из первых работ, начатых Рерихом
в Париже, была картина “Идолы” 1901 г., в работе над которой проявились
новые черты его творчества: стремление к декоративности цветовых отношений
и обобщенности форм. Его картины “Иноземные гости” и “Заморские гости”,
написанные в начале 1900-х гг., это стилизация славянской древности.
Рерих — яркий представитель стиля модерн, которому присущи декоративность,
изысканные живописные эффекты, преобладание растительных орнаментов.
В 1901 году Рерих вернулся в Россию и 28 октября
женился на Е. И. Шапошниковой. В этом же году он становится Секретарем
общества поощрения художеств. В это время он пишет такие картины как
“Город. Утро”, “Городок”, “Городок зимой” и др., в которых использует
традиции народного творчества. Произведения, выполненные в 1900 — 1902
гг. были показаны на академической весенней выставке в Петербурге и
выставке “Мира искусства” в Москве, а в 1903 г. — на выставках “Мир
искусства” “Современное искусств” в Петербурге.
В 1904 году Рерих увлекся прикладным искусством и
оформлением интерьеров. В конце XIX века этот вид творчества был особенно
популярен. Для церкви в Талашкине Смоленской губернии, имении меценатки
и художницы М. К. Тенишевой, Рерих разработал три панно для интерьера
комнаты, выполненные в духе искусства народов севера: “Охота”, “Пляски”
и “Олени”. Дальнейшая деятельность художника в Талашкине продолжалась
в стиле модерн.
После выставки “Мира искусства” в 1902 г., на которой
были представлены четыре его картины, Рерих сближается с А. Н. Бенуа
и С. П. Дягилевым, эстетические позиции которых импонировали ему. Начинается
его сотрудничество с “Миром искусства”.
В 1903 году Рерих становится участником только что
образованного “Союза русских художников”.
В 1903 — 1904 гг. Рерих совершает поездку по старинным
русским городам, результатом которой стала серия “архитектурных пейзажей”:
картина “Смоленск. Крыльцо женского монастыря” (1903), этюды “Ростов
Великий” и “Вознесенский монастырь в Угличе” и т.д.. В 1904 г. он работает
над эскизом для мозаики “Александр Невский поражает ярла Биргера”, колористическая
гамма которого отличается декоративностью и красотой.
Рериху убыли близки просветительские цели символистов.
Он был убежден в высоком предназначении художника и искусства. В 1904
году художник сотрудничает с брюсовским журналом “Весы”, для которого
пишет две статьи о задачах искусства. Рерих полностью оформил августовский
номер “Весов” за 1905 г., создав обложку “Царь”, заставку “После грозы”
и виньетки. В этом же номере — его иллюстрации к “Принцессе Мален” М.
Меттерлинка, сказка и рисунки на индийскую тему “Девассари Абунту с
птицами” и “Девассари Абунту превращается в камень”.
В 1905 году художник принимает участие в оформлении
фасада дома Общества “Россия” на большой Морской улице Петербурге. В
этом же году художник снова обращается к разработке принципов монументального
искусства (“Славяне на Днепре”), работает над эскизом стенописи “Сокровище
ангелов”, занявшим особое место в творчестве художника. Эта картина,
ставшая первой работой Рериха на тему индийских легенд, была представлена
на выставке “Мира искусства” в 1911 г. и сопровождалась в каталоге словами
автора: “За древами Бытия лежит Камень, в нем добро и зло, вся земная
твердь на камень опирается”.
Весной 1905 г. в Праге состоялась первая выставка
Рериха за рубежом. Впоследствии эта выставка экспонировалась в Вене,
Венеции, Мюнхене, Берлине, Дюссельдорфе, на “Осеннем салоне” в Париже
и имела большой успех.
|