Репин Илья Ефимович
(1844-1930)
Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 года в семье
военного поселенца в городке Чугуеве, близ Харькова. Мать мальчика подрабатывала,
расписывая пасхальные яйца. Илья помогал ей в этом. Позже он поступил
в мастерскую иконописца Бунакова.
Через некоторое время Репин уже принимает участие
в росписи сельских церквей. Скопив на заказах 100 рублей, он в 1863
году отправился в Петербург, где стал заниматься в Рисовальной школе
Общества поощрения художников у Р. К. Жуковского и
.
В рисовальной школе его покорило уверенное совершенство
рисунка, которым владели тамошние учителя. Он пытался им подражать,
но безуспешно: ему казалось, что его собственные рисунки выглядели как
будто грязнее и хуже. Неверие в собственную исключительность и гениальность,
в свое законное первенство осталось в нем навсегда. Он любил называть
себя “посредственным тружеником” и ежедневным каторжным трудом отрабатывал
свое громкое имя.
В январе 1864 года Илья Репин становится слушателем
Академии. В Академии знакомство и общение с Крамским продолжилось, молодой
и очень серьезный Крамской учил его понимать и видеть искусство. “Художник
есть критик общественных явлений, — говорил он ему, — он должен быть
выразителем важных сторон общественной жизни”. В период учения Репин
общался с широким кругом демократически настроенной молодежи, был увлечен
идеями Чернышевского. Через Крамского сблизился с Петербургской артелью
художников, бывал на ее “четвергах”. О чуткости Репина к общественным
событиям эпохи свидетельствует рисунок, изображающий Д. В. Каракозова
перед казнью.
Раннее творчество художника весьма разносторонне.
Он работал над академическими “программами” религиозного содержания,
трактуя их более в психологическом, чем в возвышенно-отвлеченном духе.
Такова картина “Иов и его друзья” (1869), отмеченная Малой золотой медалью.
В свободное время Репин пробовал себя в бытовом жанре “Приготовление
к экзамену” (1864), портретировал родных и друзей. О высоком мастерстве
начинающего художника свидетельствуют портреты: В. Е. Репина (1867),
матери художника (1867), Г. Д. Хлобощина (1868). В портрете В. А. Шевцовой,
невесты художника (1869), психологическая точность и серьезность передачи
внешних и внутренних черт девушки сочетается с особенной красотой сдержанных
цветовых решений.
В ноябре 1863 года тринадцать академистов во главе
с Крамским просили у совета Академии разрешения на выполнение конкурсной
программы на Большую золотую медаль по собственным сюжетам. Совет единогласно
отказал. Тогда все товарищи Крамского вышли из Академии. Благодаря поддержке,
оказанной им Третьяковым, они смогли утвердить свой взгляд на искусство.
В это время в Москве по инициативе Мясоедова было образовано Товарищество
передвижных и художественных выставок, к которому примкнули члены артели
Крамского.
Под влиянием Крамского Репин начал работу над своей
картиной “Бурлаки”. Сюжет возник во время прогулки под Петербургом летом
1868 года. Внимание Репина привлекли две группы: одна из них — пестрый
“цветник” барышень и кавалеров, и другая — оборванные бурлаки, которые
тянули баржу по Неве. Но за настоящими бурлаками Репин ездил уже вместе
с молодым художником, талантливым пейзажистом Фёдором Васильевым на
Волгу, где выполнил множество портретных зарисовок. В конце лета 1870
года он привез свои волжские этюды в Петербург. После трех лет работы
появилась картина “Бурлаки на Волге” (1873), впервые прославившая имя
Репина.
Картина построена так, что процессия движется из
глубины на зрителя, фигуры не заслоняют друг друга. Это сделано мастерски.
Перед нами — вереница персонажей, каждый из которых — самостоятельная
портретная индивидуальность. Репину удалось соединить условность картинной
формы с удивительной натурной убедительностью. Художник разбивает ватагу
бурлаков на отдельные группы, сопоставляя различные характеры, темпераменты,
человеческие типы.
Когда Репин работал над “Бурлаками”, подошел срок
окончания Академии, и он должен был делать картину на соискание премии
— первой золотой медали. Тема была библейская — “Воскрешение дочери
Иаира”. Сюжет долго не давался ему, до тех пор, пока он не вспомнил
ощущение, охватившее его после смерти маленькой сестры Усти. Эта картина,
равно восхищавшая профессоров-академиков и художников-передвижников,
была признана лучшей из дипломных живописных работ, и Репин был удостоен
за нее высшей награды — первой золотой медали.
В 1873 году Репин выехал за границу пенсионером Академии.
Озабоченный социальным содержанием искусства, он не принимал творений
современных ему западных живописцев. “Французы совсем не интересуются
людьми, — замечал он. Костюмы, краски, освещение — вот что их привлекает”.
За границей написаны “Парижское кафе” (1875), “Садко” (1876) (за эту
картину Репин получил звание академика), сделан ряд пейзажных этюдов.
В 1876 году Репин раньше срока вернулся в Россию, поселился в Чугуеве,
через год перебрался в Москву.
Поселившись в Москве, посещает Ново-Девичий монастырь
и знакомится с портретом царевны Софьи, старшей сестры Петра Первого,
жившей тут в заключении. Позже Репин напишет картину: “Царевна Софья
в Ново-Девичьем монастыре”. На этом полотне, по словам Крамского, Софья
походит на запертую в железной клетке тигрицу.
В эти же годы по заказу Третьякова Репин написал
портреты Аксакова, Писемского, Мусоргского, Рубинштейна, Пирогова, Стрепетовой.
Эта широта интересов, отзывчивость таланта — основные
свойства творческой натуры Репина. В одно и то же время он способен
был работать над совершенно различными вещами и в различной манере.
Репина упрекали в художественной неразборчивости: “Сегодня он пишет
из Евангелия, завтра народную сцену на модную идею, потом фантастическую
картину из былин, жанр иностранной жизни, этнографическую картину, наконец,
тенденциозную газетную корреспонденцию, потом психологический этюд,
потом мелодраму либеральную, вдруг из русской истории кровавую сцену
и т. д. Никакой последовательности, никакой определенной цели деятельности;
все случайно и, конечно, поверхностно…” — так сам Репин пересказывал
суть этих претензий, нередких в отношении его искусства, и с великолепным
равнодушием отвечал: “Что делать, может быть, судьи и правы, но от себя
не уйдешь. Я люблю разнообразие”.
В эти годы он часто и подолгу гостит в подмосковном
Абрамцеве и оказывается одним из самых деятельных участников мамонтовского
кружка — дружеского сообщества, которое как раз в это время становится
очень важным очагом русской художественной жизни.
|