Редько Климент Николаевич
(1897-1956)
В пору ученичества К. Н. Редько получил крайне
противоречащие друг другу навыки: сначала была иконописная школа при
Кисво-Печерской лавре (1910), затем уроки
в Рисовальной
школе при ОПХ (1914-15), потом класс
в
московском Вхутемасе (1920-22).
Столь же противоречивыми выглядят ранние
живописные опыты художника - в 1920-х гг. реалистические портреты и
пейзажи уживаются с символизмом и "космизмом" ("Число рождений",
"Восстание", "Полуночное солнце"), общего вида супрематизм - с
собственными вариантами конструктивизма. Последняя тенденция - самая
сильная: будучи увлечен теориями соединения науки и искусства,
Редько разрабатывает учение "электроорганизма" (впоследствии "свеченизма"),
реализуя его в серии работ ("Динамит", "Скорость", "Динамика
фокуса", все 1920-х), близких итальянскому футуризму.
С подобными работами он участвует в "Первой
дискуссионной выставке объединений активного революционного
искусства" (1924) как член группы "Метод"; завороженность машинным
миром, с другой стороны, сближает его с художниками, входящими в OCT.
На этой точке своего творческого развития он добивается от
покровительствующего ему А. В. Луначарского командировки во Францию
(1927).
Редько пробыл во Франции до 1935 г. Там он отошел
от конструктивизма и сделался мастером портретов и пейзажей,
выполненных в духе парижского Салона, сочетающих реализм с
декоративностью формы и блеск исполнения со смысловой расхожестью
("Материнство", 1928; "Нина. Девушка с косой", 1929; "Парижанка",
1931). Эти вещи пользовались успехом - у художника состоялись четыре
персональные выставки. Но по приезде в СССР Редько разделил судьбу
многих "возвращенцев": творческая невостребованность, работа на
Всесоюзной сельскохозяйственной выставке (1938-39), исключение из
Союза советских художников (1948). Последние годы жизни (1950- 55)
он руководил изостудией при Московской сельскохозяйственной академии
им. К А. Тимирязева.
|