Пуни Иван Альбертович
(1892-1956)
И. А. Пуни запомнился современникам как
последовательный кубист, крепкий живописец, утверждавший в
дискуссиях 1920-х гг. бесполезность художника для производства,
заявлявший о красивости небоскребов и машин самих по себе, впервые,
пожалуй, делая разграничение между технической и художественной
эстетикой.
Родился Пуни в семье известного виолончелиста А.
Ц. Пуни. Начальное художественное образование получил дома, брал
уроки у .
В 1900-08 гг. учился в Императорской Николаевской Военной академии.
В 1909 г. открыл собственную мастерскую в Петербурге.
В 1910-12 гг. жил в Париже, занимался в академии Р. Жюлиана и других
художественных студиях. Вернувшисьв Петербург, познакомился с
, В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым,
, участвовал
в выставке "Союза молодежи".
В 1913 г. вновь отправился в Париж, где увлекся
кубизмом, выставлял свои работы в Салоне Независимых.
В 1915 г. вместе с женой, К. Пуни-Богуславской, организовал в
Петрограде выставки "Трамвай "Б"", "0,10", в которых участвовали
виднейшие художники-авангардисты - футуристы, беспредметники.
Супруги Пуни провозглашали в листовке, распространявшейся на
выставке "0,10", "свободу предмета от смысла". Пуни выполнил эскиз
обложки футуристического альманаха "Футуристы. Рыкающий Парнас"
(1914).
В январе 1916 г. вместе с К. С. Малевичем Пуни
провел конференцию по современному искусству в зале Тенишевского
училища в Петрограде. К этому же времени относится создание
беспредметных произведений, близких к работам Малевича, а также
жанровых картин и портретов ("Скачки", "Парикмахерская", "Игроки в
карты", "Автопортрет"). Позднее, в Берлине в 1923 г., Пуни невысоко
оценивал достижения русского беспредметного искусства (и своего
собственного), определяя его как "беспредметное конструирование",
"триста тысяч комбинаций из одного круга и пары квадратов".
После революционных событий Пуни активно
занимался организационно-творческой работой: был одним из
учредителей союза "Свобода искусству" (1917), в 1918 г. стал
профессором петроградских ГСХМ, участвовал в праздничном оформлении
Петрограда к первомайским торжествам и годовщине Октябрьской
революции, работал на Государственном фарфором заводе, выполнил
проект печати для Совнаркома.
В январе 1919 г.
пригласил
супругов Пуни преподавать в Витебскую народную художественную школу,
но уже осенью Пуни возвратились в Петроград и в конце года выехали в
Финляндию, а оттуда осенью 1920 г. - в Берлин.
До 1923 г. Пуни писал беспредметные картины, участвовал в выставках.
В 1923 г. в Берлине вышла в свет его книга "Современная живопись", в
которой рассматривались актуальные проблемы искусства 1910-20-х гг.
С 1923 г. Пуни жил во Франции, общался с
художниками современных направлений - Ф. Леже, А. Марке, А.
Озанфаном, Дж. Северини. Пережил увлечение конструктивизмом,
дадаизмом, кубизмом.
В конце 1920-х-1930-х гг. писал эстетские, близкие к импрессионизму
пейзажи, натюрморты, интерьеры. В 1946 г. Пуни принял французское
гражданство, через некоторое время стал кавалером ордена Почетного
легиона.
В конце 1940-х - середине 1950-х гг. писал "мозаичные", составленные
чистым цветом живописные композиции: "Арлекины" (1948- 56),
"Оранжевое кресло" (1948), "Пригород" (1953) и др. В этот же период
с успехом проходят его персональные выставки в галереях Парижа, в
Нью-Йорке, Лондоне, Вене, Токио, Риме. Умер художник в своей
парижской мастерской.
Творчество Пуни, на некоторое время ушедшее из
поля зрения критиков и историков искусства, вновь было открыто в
1970-х гг. благодаря возросшему интересу к искусству авангарда.
Сегодня произведения художника по праву занимают самые престижные
места в экспозициях и коллекциях солидных музеев России, Европы,
Америки.
|