Попова Любовь Сергеевна
(1889-1924)
За свою недолгую жизнь Л. С. Попова прошла весь
путь русского авангарда - от сезаннизма, через кубизм и футуризм к
супрематизму, а затем конструктивизму, и от станковой живописи к
промышленному искусству; успела поработать в книжной графике
(обложки для журнала "Леф", 1921; для книги П. А. Аксенова "Эйфелия.
Тридцать од", 1922) и плакате, в театре ("Великодушный рогоносец" Ф.
Кроммелинка в Театре актера, 1922, и "Земля дыбом" С. М. Третьякова
в Театре В. Э. Мейерхольда, 1923) и в текстильном дизайне (эскизы
тканей, вышивок, одежды) - и везде ее опыты были отмечены особой
органикой.
Участница всех значительных авангардных выставок
("Трамвай", "О, 10", "Магазин", "5х5=25"), профессор Вхутемаса и
деятель Инхука, она умерла неожиданно, от скарлатины (перед тем
потеряв мужа, а за несколько дней до своей смерти - сына), умерла на
взлете таланта.
Свои же первые шаги в живописи Попова
сделала, обучаясь в частных студиях
и
(1907-08), в студии "Башня" (вместе с
,
, А. А. Весниным, 1912) и в парижской академии "Ла Палетт"
у А. Глеза и Ж. Метсенже (1913).
Воспринятый в Париже кубизм наложился на любовь к
русской иконе и итальянскому ренессансу; классическая мера сказалась
и в последующих беспредметных работах Поповой - и тогда, когда она
стала членом группы "Супремус" (1915) и воплотила свой вариант
"общей веры" в серии "Живописных архитектоник" (1916-18), и тогда,
когда перешла к "живописным конструкциям" (1920) и
"пространственно-силовым построениям" (1921), и тогда, когда вовсе
оставила живопись ради производства тканей. Ее произведениям чужда
патетика космизма, - скорее, на разных этапах творчества она искала
структурный и гармонический закон устройства бытия, пытаясь
повсеместно распространить найденную гармонию.
|