Поленова Елена Дмитриевна
(1850-1898)
Е. Д. Поленова (сестра художника
) училась живописи в
Петербурге у П. П. Чистякова, затем у
в
Рисовальной школе при ОПХ (с 1864 г.), в Париже в мастерской Ш.
Шаплена (1869- 70).
С начала 1880-х гг. Поленова живет в Москве и
входит в Мамонтовский кружок - тесную и творчески активную группу
художников, сплоченную энергией мецената и любителя искусств С. И.
Мамонтова. В его московском доме, а еще больше в подмосковной
усадьбе Абрамцево ставились спектакли, писались портреты членов
кружка, здесь вызревал важный поворот от повествовательного реализма
второй половины XIX в. к новым художественным тенденциям рубежа
веков.
Поленову привлекали в живописи, наряду с
традиционными жанровыми сюжетами, темы исторические ("Иконописец XVI
столетия", 1887; "Князь Борис перед убиением", ок. 1896). В
окрестностях Абрамцева она писала акварелью пейзажи, предпочитая
замкнутые, интимные уголки природы и подробно разрабатывая
переплетения трав и цветов переднего плана ("Цветы", "Уголок леса",
"Пейзаж. Абрамцево", все 1882-83; "Ромашки", 1883, и др.).
Нарядными акварелями художница иллюстрировала
русские народные сказки ("Война грибов", 1889), украшала листы
диковинными орнаментами и выписывала старинным почерком текст. От
пространственной мягкой манеры она переходит к более плоскостной с
четкими контурами и яркой заливкой цветом ("Сынко-Филипко",
"Жар-птица", 1890-е).
В 1883 г. в Мамонтовском кружке ставили
оперу-сказку "Снегурочка", и Поленова нарядила исполнителей в
подлинные, привезенные из Тульской губернии, крестьянские костюмы.
Увлечение народным искусством вело ее от простого собирания к
попыткам возрождения угасающих ремесел.
В 1885 г. в Абрамцево были организованы столярные мастерские, где
местные крестьяне делали предметы утвари и мебели по рисункам
Поленовой и других художников, в свою очередь созданным на основе
народных мотивов. В таком же стиле делала художница эскизы для
вышивок, обоев и других декоративных изделий. Вкус времени придал
этим эскизам несколько манерную плоскостную декоративность, ставшую
основой русского национального варианта стиля модерн, формированию
которого, несомненно, способствовала деятельность Поленовой.
|