Поленов Василий Дмитриевич
(1844-1927)
С конца 1870-х гг. искусство и сама личность В.
Д. Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки
восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин
казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как
живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить
полностью, но так было...
Поленов родился в интеллигентной и родовитой
дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем
историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын
унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском
имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился
юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 г. он впервые
увидел "Явление Христа народу" . Как выяснится позже, эти две встречи окажутся
важнейшими в судьбе Поленова-художника.
Поленов был разносторонне одаренным и широко
образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском
университете и АХ. В 1871 г. он получает диплом юриста и,
одновременно с ,
большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери
Иаира". Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов
действительно обрел себя как художник.
Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве
пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но
все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе -
пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских
пейзажистов, прежде всего барбизонцев. Учится непосредственно, а не
через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее
великую гармонию.
В 1876 г. Поленов возвращается в Россию. В 1878
г. на XII выставке ТПХВ появляется ныне знаменитый "Московский
дворик". В этой наполненной солнцем картине художнику удалось
соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со
столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и
одновременно интимно-теплым ощущением мира. "Московский дворик" -
действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно
значимой и родной; в котором "сходятся" барская усадьба и жилища
бедняков; который начинается фигурой ребенка на переднем плане и
словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах
маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть
безбрежно-гармоничного мира природы.
Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад"
(1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-82 гг., выполненные во
время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу
одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников,
первым в таком объеме ввел в русскую живопись "европейское влияние"
(), то есть
принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные
тени, свободный мазок.
В 1882-94 гг. Поленов ведет пейзажный класс МУЖВЗ.
Его учениками были ,
,
,
и другие
известные впоследствии мастера. Во многих поздних пейзажах художника
настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди
бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891;
"Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее
с детства. Пейзажи - лучшее в его наследии.
Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет
грандиозный замысел - хочет продолжить дело
:
"...создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и
совершающего свой путь среди народа". Иванову не удалось поехать в
Палестину. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж,
архитектуру, людские типы.
|