Пожалостин Иван Петрович
(1837-1909)
И. П. Пожалостин вошел в историю русского
искусства как один из последних значительных мастеров классической
резцовой гравюры. Художник прожил тяжелую, полную лишений жизнь.
Пожалостин происходил из семьи государственных
крестьян. Он рано остался без родителей, и родственники, не имея
возможности прокормить мальчика, сначала посылали его просить
милостыню, а затем отдали в поводыри к слепому.
Когда Пожалостину исполнилось тринадцать лет, ему
улыбнулась удача: из множества детей-сирот, собранных со всего
уезда, только он да еще один подросток были приняты в Рязанское
сиротское училище. В училище у Пожалостина проявились способности к
рисованию, однако о том, чтобы получить художественное образование,
он не смел и мечтать.
Окончив училище, юноша определился сельским
писарем. Но вскоре произошло счастливое событие, изменившее всю его
жизнь. Директор рязанской гимназии, высоко оценивший талант
Пожалостина, способствовал его определению в Петербургскую АХ. В
стенах этого учебного заведения будущий художник провел одиннадцать
лет (1857-68). Его учителем был выдающийся гравер
. От него
Пожалостин перенял классическую технику резцовой гравюры, в основе
которой лежал безукоризненно точный рисунок с натуры. Под
руководством Иордана, считавшего Пожалостина лучшим своим учеником,
последний стал не только виртуозным гравером, но и превосходным
рисовальщиком.
Гравюры Пожалостина отличают сочность, особая
мягкость штриха, достигавшаяся тем, что с самого начала художник
усвоил своеобразную манеру держать резец, как карандаш. С начала
1860-х гг. Пожалостин начал использовать в своей работе наряду с
резцом сухую иглу. Впоследствии освоил и технику офорта. Так
постепенно в работах Пожалостина классическая резцовая гравюра
замещалась комбинированной техникой.
В 1871 г. за гравюру с картины итальянского
художника Л. Карраччи "Несение креста" Пожалостин получил звание
академика. Адъюнт-профессором и преподавателем гравировального
класса АХ он стал только в 1883 г., будучи известным мастером,
автором четырех десятков прекрасных гравюр. Среди них такие шедевры,
как "Портрет К. П. Брюллова" (1870-е) с автопортретного оригинала,
"Портрет Н. А. Некрасова" (1878) с оригинала И. Н. Крамского. Кроме
того, Пожалостин выполнил замечательные изображения Г. Р. Державина:
в 1866 г. - с оригинала В. Л. Боровиковского, в 1880-х гг. - с
портрета художника Василевского, представившего великого поэта в
домашнем халате и колпаке.
Талантливо исполнены и портреты В. А.
Жуковского, К. Н. Батюшкова, А. Н. Оленина, генерала А. П. Ермолова.
Свои работы Пожалостин любил печатать на тонированной китайской
бумаге теплого оттенка, что сообщало им особую жизненность и
привлекательность. Именно на такой бумаге напечатан небольшой,
исполненный изящества "Автопортрет". Сначала он появился в качестве
ремарки на полях портрета А. П. Ермолова в 1875 г. Такие ремарки
Пожалостин обычно помещал на первых экземплярах своих гравюр.
Пользуясь известностью у современников прежде
всего как отличный портретист, Пожалостин блестяще справлялся и с
репродуцированием сложных живописных композиций. Такова, например,
его гравюра "Испытание силы Яна Усмаря" (1872-78) с картины Г. И.
Угрюмова, выполненная в качестве программы на звание профессора.
Свои лучшие гравюры художник создал в конце
1870-х - начале 1880-х гг. С 1883 г., когда Пожалостин начал
преподавать, его работы почти неизвестны. Все силы и время он
отдавал ученикам. Однако такое положение сохранялось недолго.
Драматизм ситуации заключался в том, что резцовая гравюра в качестве
репродукционной техники, к которой она была сведена, не могла
конкурировать с вытеснявшей ее гравюрой на дереве и камне. В 1894 г.
в процессе реорганизации АХ класс резцовой гравюры был закрыт.
Пожалостин оказался уволенным со службы. Лишь после унизительных
хлопот ему была назначена пенсия в виде особой милости за большие
заслуги перед отечественным искусством.
Старый больной художник уехал из Петербурга в
родную Рязань. Он тяжело переживал свою ненужность и почти полное
забвение. Одно из последних писем этот замечательный мастер подписал
так: "Профессор из мужиков И. Пожалостин".
|