Пластов Аркадий Александрович
(1893-1972)
Еще при жизни А. А. Пластов был признан классиком
советского искусства. Его работы попали даже в школьные учебники. Но
мы глубоко ошибемся, если воспримем Пластова как официального
художника. Да, он писал заказные картины, изображал Ленина в
Разливе, запись в колхоз и колхозные праздники. Да, не все в его
огромном наследии равноценно. Однако лучшие его картины стали
классикой не советской, но русской живописи XX в.
Пластов - великий художник крестьянской России.
Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в
вечности такой, какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком
местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию. С юности
мечтал стать живописцем.
В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на
скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.
В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался
различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х
гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.
В 1931 г. у Пластова сгорел дом, погибло почти
все созданное к этому времени. Художнику без малого сорок лет, а он
оказался практически в положении начинающего. Но еще сорок лет
неустанного труда - и число его произведений приблизилось к 10 000.
Одних портретов - несколько сотен. В основном это портреты
односельчан.
По-своему столь же уникальная серия, как и "Русь
уходящая" . Ведь и
эта Россия должна была исчезнуть в горниле социалистического
строительства.
Пластов - природный реалист. Модернистская
гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему
совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и
многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для
художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо
писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых
фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник
многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное
отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от
тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых
он был, - ,
,
.
Пластов осознает себя продолжателем всей
национальной художественной традиции. В колорите русской природы он
видит чарующие краски наших старых икон. Эти краски живут в его
картинах: в золоте хлебных полей, в зелени травы, в красном, розовом
и голубом цвете крестьянских одежд . На место святых подвижников
заступают русские крестьяне, чей труд и тяжек, и свят, чья жизнь для
Пластова - воплощенная гармония природы и человека.
|