Переплетчиков Василий Васильевич (1863-1918)
Василий Васильевич Переплетчиков обладал острым умом, наблюдательностью и был несомненно ярко одарен. Его способности в самых различных областях изобразительного искусства (он занимался живописью и графикой), литературы (он писал прозу и стихи), его энергия и инициативность в устроении художественной жизни (он организовывал выставки, участвовал в создании новых объединений и т.д.) не давали ему возможности остановиться на чем-нибудь одном, чтобы посвятить себя избранному роду занятий наиболее целеустремленно и полно. Создается впечатление, что он может быть даже не стремился заключить свои интересы в какие-либо рамки рационального самовыражения. Его занимало все: и новые течения в живописи, и возможность проявить себя в качестве очеркиста, и осуществление такой извечной мечты человека, как тяга к путешествиям.
В каждой области, которой В.В. Переплетчиков занимался, он был известен, и в то же время в конце XIX — начале ХХ столетия были художники, литераторы, путешественники более авторитетные, прославившие себя делами куда более значительными. Однако может быть никто из них не обладал тем комплексом дарований, желанием разнообразных свершений, которым наделен был Переплетчиков — один из самых ярких участников художественной жизни предреволюционной поры, являющийся непременным представителем русской (и особенно — московской) культуры того времени.
«Коренной москвич»
Жизнь Василия Васильевича Переплетчикова изначально была отмечена московскими традициями. Он родился в купеческой семье. Первоначальное образование Василий Переплетчиков получил в Практической Академии коммерческих наук.
Еще находясь в Академии, он почувствовал склонность к занятиям искусством и начал брать частные уроки у передвижника А.А. Киселева. Вслед за тем поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, где стал изучать архитектуру.
Знакомство с И.И. Шишкиным заставляет Переплетчикова еще раз изменить род занятий. Оставив архитектуру, он посвящает себя целиком изобразительному искусству, пробуя свои возможности в графике и живописи. Его жизнь той ученической (и последующей тоже) поры – обратим на это внимание – в отличие от большинства коллег по искусству была материально благополучной, и уже в каталогах ранних выставок он (редкий случай для молодого художника) указывал постоянный адрес: «Против Яузких ворот, Хлудовский тупик, собственный дом». Такое независимое положение, казалось бы, должно облегчать ему занятия избранной профессией, но это же, может быть, больше всего станет мешать Переплетчикову в реализации своих художественных возможностей. Он и впоследствии в порыве различных увлечений не уставал себя пробовать в других областях. И отнюдь не безуспешно, т.к. был несомненно одарен.
«Известный художник»
Обратившись к изобразительному искусству, Переплетчиков сближается с московской художественной средой своих сверстников, прошедших, как и он, школу Училища живописи, ваяния и зодчества. Это были А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, С.В. Иванов, Н.А. Клодт, К.А. Коровин, И.И. Левитан, А.С. Степанов и некоторые другие художники; с ними Переплетчиков станет работать рядом, а позже — создавать новые выставочные организации.
Первоначальные профессиональные интересы Переплетчикова были обращены к графике. В 1880-е – 90-е годы он много времени уделяет рисунку, изучает различные техники графического искусства (пастель, уголь, перо, карандаш, литографию, акварель), участвует совместно с С.В. Ивановым в деятельности рисовальных классов (1888).
|