Пакулин Вячеслав Владимирович
(1900-1951)
В. В. Пакулин был необыкновенно требовательным к
себе художником. "Страшная вещь, когда художник сам себя признал", -
записал он уже в пору творческой зрелости.
Учился Пакулин в ЦУТР
(1916-22) у и
, затем во Вхутемасе -
Вхутеине(1922-25) у А. Е. Карева и А. И. Савинова, совмещая учебу с
занятиями на Курсах мастерства сценических постановок,
организованных в 1918 г. В. Э. Мейерхольдом в Петрограде.
Принимал
участие в оформлении массовых праздников, посвященных октябрьским
годовщинам.
В ранних живописных произведениях Пакулина заметно
влияние пространственной концепции : намеренно
ломаное пространство, геометризация форм.
В 1926 г. художник активно
включился в создание и творческую жизнь объединения "Круг
художников", ставившего своей задачей идти "через картину к стилю
эпохи".
В 1927-32 гг. был председателем этого объединения.
Разрабатывал идею о монументальном начале в искусстве 1920-30-х гг.,
обращаясь к "истокам" - древнерусской фреске с ее строгой и
сдержанной простотой.
В 1926-27 гг. работал над своим программным
произведением "Жница", вложив в него всю страсть
формально-теоретических поисков предыдущих лет. Снабдил живописное
произведение манифестом-описанием задач, раскрывающихся в этом
полотне. Манифест заканчивался постулатом: "В основе: контроль
разума в равной соподчиненности с ассоциациями от природы".
В 1930-х
гг. Пакулин резко изменил манеру письма и сферу теоретического
искания. "Учиться нужно прежде всего у природы", - записывал
художник в дневниковых заметках, определяя для себя, что
непосредственное умение видеть природу - это самое ценное в
творчестве.
В эти же годы он побывал в творческой командировке в
Донбассе, выполнил ряд произведений на индустриальную тему ("Цех
завода "Электросила"" и др.). Работал в составе бригады художников
над панно "Хлопок" в Москве (1935), "Физкультура" для советского
павильона на Всемирной выставке 1937 г. и Париже.
Во время войны
художник остался в осажденном Ленинграде, создал в гуашах "летопись"
блокады. После войны реализовал себя в городском пейзаже, добивался
передачи цвета в пространстве архитектурной среды города,
подчеркивая господство архитектурных форм.
|