Остроумова-Лебедева Анна Петровна
(1871-1955)
А. П. Остроумова-Лебедева была дочерью крупного
чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 г.,
выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева).
Еще гимназисткой она стала посещать
начальную школу при ЦУТР. Потом обучалась и в самом училище, где
увлеклась техникой гравюры, и в АХ, где занималась живописью в
мастерской .
В 1898-99 гг. работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж.
Уистлера) и гравюре. Поворотным в ее судьбе оказался 1900 г.,
художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира
искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество),
затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе ОПХ и закончила
АХ со званием художника, представив 14 гравюр.
Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная
роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как
самостоятельного вида творчества - после долгого существования в
качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы
в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и
цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими
художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению
которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда.
Ее цветные и черно-белые гравюры - как станковые, объединенные в
циклы ("Петербург", 1908- 10; "Павловск", 1922-23, и др.), так и
исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П.
Анциферова "Душа Петербурга" (1920) - до сих пор непревзойденны по
точности ощущения и передачи величественной красоты города и по
редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые помногу раз
и но разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются
исключительной популярностью.
По-своему интересны и незаурядны были
произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых
поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так
и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а
часть - в акварели. Одаренный и хорошо подготовленный живописец,
Остроумова-Лебедева не могла работать масляными красками, потому что
их запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве
овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и
занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты
("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923; "Портрет Андрея Белого",
1924; "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925, и др.).
Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном
Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим
томом "Автобиографических записок". Последние годы жизни художницы
были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она
продолжала трудиться.
|