Осмеркин Александр Александрович
(1892-1953)
А. А. Осмеркин был натурой многообразно
одаренной. Увлекался театром, в юности мечтал стать актером, даже
собирался учиться пению. Любовь к театру сохранилась и в дальнейшем,
но победила страсть к живописи.
Увлечение новейшими течениями в искусстве
помешало Осмеркину закончить Киевское художественное училище. В 1913
г. он приезжает в Москву, занимается в студии И. И. Машкова.
В следующем году впервые участвует в выставке "Бубнового валета".
Как и все члены этого объединения, Осмеркин любит сочную, "вкусную"
живопись, любит П. Сезанна и кубистов и, при всех экспериментах,
стремится не слишком далеко уходить в своих работах от
непосредственного восприятия натуры ("Обнаженная на фоне персидской
набойки", 1914-15; "Дама с лорнеткой", 1917; "Натюрморт с часами",
1918; "В кафе", 1919, и др.).
Правда, лубок и "примитивы" имеют для художника меньшее значение,
чем для его учителя Машкова. Осмеркина отличают меньший размах,
тяготение к более тонкой и сдержанной цветовой гамме, своеобразное
чувство ритма и вместе с тем не столь явная увлеченность
телесностью, вещностью материального мира.
В начале 1920-х гг. Осмеркин ощущает
исчерпанность прежних средств выражения, в его искусстве намечается
решительный сдвиг к реализму. В этом он не был оригинален: та же
эволюция происходила и с другими участниками "Бубнового валета".
Художник открывает для себя барбизонцев, Г. Курбе, Рембрандта,
русских мастеров XIX в. ( и др.), поэзию русского пейзажа, прелесть ранее
отрицаемого сюжета в живописи, понимает, что и портрет не только
повод для решения пластических (цвет и форма) задач.
Сначала в живописи Осмеркина становится меньше
элементов кубизма и происходит как бы возврат к Сезанну ("Парк",
"Натюрморт с бандурой", обе 1920; "Портрет Е. Т. Барковой", "Портрет
девушки", обе 1921, и др.).
К середине 1920-х гг. работы Осмеркина уже вполне реалистичны.
Священный для всякого сезанниста принцип "живопись - это верный цвет
на верном месте" остается незыблемым, но художника интересует и
передача фактур разных материалов, и психология (в портрете), и
лирическое настроение (в пейзажах): "Портрет Е. Т. Барковой" (1921),
"Портрет художника М. Н. Аветова" (1924), "Охотничий натюрморт"
(1923-24), "Мойка. Белая ночь" (1927)и др.
Среди тематических картин художника - а он немало
потрудился, осваивая этот новый и сложный для него жанр, - более
других известна "Красная гвардия в Зимнем дворце" (1927). Однако,
несмотря на все усилия, мастером тематической картины Осмеркин так и
не стал. Гораздо лучше ему удавались пейзажи, портреты, натюрморты.
Над ними Осмеркин много работал и в 1930-40-х гг.
Он неизменно сохранял верность принципам
свободной, основанной на гармонии цветовых отношений живописи. А это
не всегда было легко: художника обвиняли в формализме, в 1948 г.
лишили возможности преподавать (с конца 1910-х гг. Осмеркин
преподавал в художественных вузах Москвы, а потом Ленинграда).
"Портрет А. А. Ахматовой" (1939-40), серия пейзажей "Новая
Голландия" (1945) - пожалуй, самые известные работы 1930-40-х гг.
Осмеркин не был открывателем новых путей в искусстве, а был просто
талантливым и культурным живописцем. Он был безраздельно предан
искусству. Смерть застала его за работой.
|