Никитин Иван Никитич
(1680-1742)
Иван Никитич Никитин — «Персонных дел мастер»,
любимый художник Петра I, предмет его патриотической гордости
перед иностранцами, «дабы знали, что есть и из нашего народа
добрые мастеры». И Петр не ошибался: «живописец Иван» был первым
русским портретистом европейского уровня и в европейском смысле
этого слова.
И.Н.Никитин происходил из семьи московских
священнослужителей. Первоначальное художественное образование
получил, вероятно, в Московской Оружейной палате и
гравировальной мастерской при ней под руководством голландского
гравера А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной
мастерской был переведен в Петербург. Писать портреты, судя по
всему, выучился самостоятельно, изучая и копируя имевшиеся в
России работы иностранных мастеров. Благодаря своему таланту (а
может быть, и родственникам, служившим в придворных церквях),
Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Петр Великий
заметил его способности и отдал в учение к И.Г. Дангауеру
В ранних (до 1716 г.) работах художника ощутима связь с
парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким
и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью
изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью
в распределении света и теней. Вместе с тем в них есть и
несомненное композиционное мастерство, и умение эффектно
задрапировать фигуру, передать фактуру различных материалов,
гармонично согласовать насыщенные цветовые пятна. Но главное —
от этих портретов остается ощущение какой-то особенной
реалистической убедительности и психологической достоверности.
Никитину совершенно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
В 1716-20 гг. И.Н.Никитин вместе с младшим братом Романом,
тоже живописцем, находится в Италии. Они посетили Флоренцию, где
занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Роман
Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Из Италии
И.Н.Никитин действительно вернулся мастером. Он избавился от
недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил
главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту
психологических характеристик, довольно темный и насыщенный
колорит, в котором преобладают теплые оттенки. К сожалению,
судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас
произведениям.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его
супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих
других высокопоставленных лиц. Художник был знаком с
приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и
игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно
соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона
С.Г.Строганова (1726). Но пожалуй, лучшим произведением
Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности
психологической характеристики является «Портрет напольного
гетмана» (1720-е).
В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. «Петр 1
на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности,
большой этюд, исполненный свободно, однако цельный, продуманный
и монументальный.
В царствование Екатерины I он поселился в Москве, где его брат,
вернувшийся из-за границы несколько позже, занимался, главным
образом, церковной живописью.
В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом
(протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по
обвинению в распространении пасквилей на вице-президента
Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и
сподвижника Петра. Возможно, этому косвенно способствовала
неудачная женитьба художника и последовавший затем развод:
родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину.
Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав.
После пяти лет казематов Петропавловской крепости, допросов и
пыток братьев отправляют в ссылку. Иван и Роман оказались в
Тобольске. Они дождались реабилитации после смерти императрицы
Анны Иоанновны в 1741 г. Но пожилой и больной художник уже не
вернулся в родную ему Москву. Вероятно, он умер где-то на пути к
ней. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.
|