Нестеров Михаил Васильевич
(1862-1942)
Биография М. В. Нестерова известна по его
мемуарам. Проживший восемьдесят лет художник для многих поколений
воплощал живую связь эпох.
Он учился в МУЖВЗ у
,
и
(1877-81, 1884-86), в Петербургской АХ у
(1881-84), входил в ТПХВ (как экспонент - с 1889 г., в
качестве члена - с 1896 по 1901 г.) и был одним из
членов-учредителей СРХ (1903). Поздний же этап его творчества
приходится уже на 1930-е гг.
В пору господства передвижнической эстетики
Нестеров ищет себя в бытовом жанре ("Жертва приятелей", "Знаток",
обе 1884) и историческом ("Избрание Михаила Федоровича на царство",
"До государя челобитчики", обе 1886). Но к концу XIX столетия
художник переходит к религиозной тематике: его привлекает
аскетическая строгость монашества, красота православных обрядов,
жизнь в согласии с природой.
Картины этого цикла ("Пустынник", 1888; "Видение
отроку Варфоломею", 1889-90; "Подблаговест", 1895, и др.) окрашены
созерцательным любованием; стилистически они обнаруживают влияние
стиля модерн - в панорамности композиций, в чуть гобеленном цвете, в
замене развернутого действия состоянием. Одновременно Нестеров
занимается церковными росписями (запрестольный образ "Рождество
Христово" во Владимирском соборе в Киеве, 1893-94; мозаики храма
Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) в Петербурге, 1894-96; церкви
Александра Невского в Абастумане, на Кавказе, 1899-1904; фрески
Марфо-Мариинской обители в Москве, 1907-11). И даже портреты его
часто связаны с тем же православноцерковным кругом ("Философы",
"Архиепископ", оба 1917).
С москвичами из СРХ Нестерова роднят лиризм,
интерес к пейзажу (активная пейзажная среда присутствует почти во
всех его работах), поэтичность мироощущения. Одна из самых
поэтических его работ - портрет дочери (1906), воплощающий
характерную для начала XX в. грусть по нравственному идеалу и
полноте бытия. В традиционном облике русской девушки из среды
интеллигенции - прямой наследницы курсисток 1870-х гг. -
присутствует ретроспективный оттенок, однако мечта о человеческой
цельности выражена здесь реалистически-конкретно.
Эта портретная конкретность сделается опорой
творчества Нестерова в поздний его период: после долговременного
молчания, связанного со сменой эпох, вкусов и критериев, в 1930-х
гг. он целиком сосредоточится на образе человека. В самом выборе
моделей виден интерес художника к творческой личности, запечатленной
в порыве созидательного вдохновения. Предпочитаемая им динамическая
композиция позволяет показать героев в действии: скульптор В. И.
Мухина поглощена лепкой (1940), хирург С. С. Юдин делает операцию
(1933) или читает лекцию студентам (1935), художники братья П. Д. и
А. Д. Корины работают в своей мастерской (1930). Персонажи Нестерова
- активные натуры, утверждающие в своей деятельности себя и свое
время. Активны и решения портретов: художник акцентирует главное в
обстановке, заботится о выразительности поз и жестов: энергия
сцепленных рук академика И. П. Павлова (1935) сразу вводит зрителя в
интеллектуальную атмосферу модели, а руки хирурга С. С. Юдина в
портрете 1935 г. характеризуют его едва ли не глубже, чем
неординарное лицо.
К 1928 г. относятся два автопортрета
Нестерова. И если "Автопортрет в черном", несмотря на живописную
основательность, решением напоминает импрессионистически острый
этюд, то "Автопортрет в белой блузе" являет собой законченную
концепцию художнического бытия. Портрет иллюстрирует идею - и оттого
единственным атрибутом художника оказывается туесок с кистями, и
фигура на нейтральном фоне выглядит монументальным символом
бескомпромиссного творческого служения.
|