Мясоедов Григорий Григорьевич
(1834-1911)
Г. Г. Мясоедов был сыном мелкопоместного
дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству.
После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал
профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург
и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.
Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах
Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого
учебного заведения, закончившегося "бунтом четырнадцати". Правда,
сам "бунт" Мясоедов не застал - к этому времени он уже закончил АХ и
в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил
Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.
Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую
картину "Поздравление молодых в доме помещика" (1861) и полотно на
историческую тему "Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской
границе" (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок
на пути создания реалистических исторических картин. В дальнейшем
историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова
постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии
творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в
друга.
Творческая работа все время сочеталась у
живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему
принадлежит инициатива создания организации художников нового типа -
Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой
организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился
за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских
художников по организации передвижных выставок, проводившихся в
основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое
общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав
которого вошел и Мясоедов (вместе с
,
,
,
).
А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I
передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве,
Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину
"Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)" (1871), в которой решение
исторической темы дано в бытовом плане. В марте 1872 г. открылась II
передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное
полотно Мясоедова - "Земство обедает" (1872). Тихий провинциальный
городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа
крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив
под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью
да лук - вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа:
через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду,
тут же - множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет -
сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и
бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он
сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник
разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие,
внутреннюю собранность, своеобразную красоту.
|