Морозов Александр Иванович
(1835-1904)
А. И. Морозов оставил не много картин, поскольку
всю жизнь вынужден был зарабатывать нетворческой работой: тридцать
лет преподавал рисунок в Училище правоведения в Петербурге, давал
частные уроки, делал заказные портреты (иногда с фотографий), писал
иконы.
Однако практически все его картины отличаются
высоким живописным уровнем и ныне экспонируются в крупнейших
отечественных музеях.
В молодости Морозов старался идти в ногу со
временем: был участником "бунта четырнадцати", возглавленного
, и покинул АХ
в 1863 г.; стал одним из членов-учредителей петербургской Артели
художников (1863-70).
Первые работы Морозова критика и публика приняли
очень доброжелательно. Картину "Выход из церкви в Пскове" (1864) В.
В. Стасов оценил как одну из первых массовых сцен, где главные герои
- все изображенные, критик находил в ней "правду жизни" (прежде
всего противопоставление богатства и нищеты). Молодые
и
восхищались
тщательностью работы с натуры и мастерством передачи яркого
солнечного света. Картину купил П. М. Третьяков, так же как и
следующую отмеченную критиками работу - "Сельская бесплатная школа"
(1865). В ней Морозов изобразил свою жену и ее подруг, занимающихся
с крестьянскими ребятишками в деревенской избе.
Однако после 1860-х гг. Морозова забывают,
он надолго уходит в тень. С ТПХВ отношения у него так и не сложились
- вероятно, потому, что его дар не соответствовал
социально-обличительному направлению искусства передвижников. Его
более привлекала природа, причем в ее гармоническом, то есть
спокойном, идеальном, "вечном" состоянии. Человека он мыслил в
полном единении с природой. И по мироощущению, и по художественному
методу Морозов был единственным во второй половине XIX в.
продолжателем венециановской традиции, оттого критики рубежа веков
,
- и назвали его
"запоздалым венециановцем". Таковы его картины "Отдых на сенокосе"
(два варианта - ок. 1860 и 1861), "Летний день. Гатчине" (1878),
"Поле зеленой ржи" (1880-е), "Хозяйкины заботы" (1898). В начале XX
в. к этой традиции обратились, каждый по-своему,
и 3. Е.
Серебрякова,
и .
|