Митурич Петр Васильевич
(1887-1956)
График и живописец, учился в Киевском
художественном училище (1906-09) и в Петербургской АХ (1909-15), у
Н. С. Самокиша. П. В. Митурич вступил на самостоятельный творческий
путь в тесном кругу молодых петербургских художников, объединенных
поисками более живого и острого художественного языка, но не
отвергавших при этом традиционных основ изобразительности.
В
живописном портрете композитора А. С. Лурье, написанном Митуричем в
1915 г., обобщенные пятна цвета не совпадают со смело брошенными
поверх них резкими контурами лица и фигуры, что создает ощущение
подвижности и энергии. Быстрый, по-детски упрощенный рисунок
одухотворяет книжку для детей "Сказ грамотным детям" (1919) и нотный
сборник А. С. Лурье "Рояль в детской" (1920).
Однако главное место в
творчестве Митурича заняли его многочисленные рисунки тушью,
карандашом или углем. Набросанные с натуры скромные пейзажи с остро
выявленными ритмами деревьев, домов, заборов создают ощущение
необычайно пристального вглядывания художника в пространство (циклы
пейзажей, изображающих окрестности деревни Санталово, 1922;
Хвалынска, 1926-29).
В портретах Митурича непринужденно-спокойные
позы людей удивительно сочетаются с ощущением их напряженной
внутренней жизни ("Портрет Веры Хлебниковой", 1924; "Портрет
скрипача", 1925, и др.).
Особой драматической пристальностью
отличаются два рисунка, запечатлевшие В. В. Хлебникова,
скончавшегося на глазах Митурича (1922). Дружба с ним, восхищение
его творчеством породили циклы работ Митурича, в которых он пытался
графически выразить дух новаторской поэзии Хлебникова, объединить
тексты стихов с ритмически им родственной графикой - узорами ветвей
или просто пересекающихся линий, с движением рукописных строк.
В
1922 г. художник переехал в Москву. Его позднейшие рисунки
сближаются с конкретной натурой, в меньшей степени подчиняют ее
концентрированной остроте впечатления. Но они сохраняют артистизм
смелого штриха, с безукоризненной точностью лепящего пространство и
форму; в них все та же свежесть восприятия и живая полнота
творческого общения с натурой (серии пейзажей Кисловодска, 1933;
Судака, 1937 и 1939; Хосты, 1955; портреты
художников-современников).
|